Большая семья художников: цветы Ёсида Фудзио

Jul 03, 2020 21:36



Начало тут, дальше по метке "Ёсида".
Итак, в 1903 году Ёсида Хироси, тогда ещё живописец, а не мастер гравюры, приезжает в Америку, уже во второй раз. И привозит с собой сестру шестнадцати лет. Аттракцион! Настоящая живая японка в кимоно, при этом пишет акварели не хуже брата, в западном стиле, но, конечно, со своею восточной тонкостью… Работы хорошо продаются, имеют успех, а это главное в семейном деле Ёсида. И если на Фудзио смотрят скорее как на вундеркинда, пусть так и будет, раз публике нравится.
Фудзио была одной из очень немногих девушек, учившихся западной живописи в школе Фудо:ся. Но главным учителем ее был, конечно, брат, приёмный сын её родителей, наследник семейного дела. За него же она выходит замуж после кругосветного путешествия в 1907 году.


Фотографии: выставочная и свадебная



Иногда их с Хироси работы очень похожи, вот как эти венецианские акварели.



Порой работы Фудзио выглядят вполне как «аналитическая» гравюра школы Ёсида, вот как эти розы 1927 г.





Но чаще Фудзио пишет акварелью почти то же, что Хироси анализирует в гравюрах. Обе акварели уже 1930-х годов.



Цветущие сады Фудзио, кажется, писала почти всю жизнь.

После смерти Хироси, в 1950-х, Фудзио возвращается к гравюре и выпускает серию работ уже в совсем другой манере: цветы крупным планом.
Один цветок лучше, чем сотня… Взгляд не садовода и не гостя в саду, не мастера икэбаны - тогда цветок был бы виден весь - а скорее, такой взгляд, когда прячешь глаза в букет, причём западный, который можно взять в руки.















Эти работы Фудзио сравнивают с картинами Джорджии О’Кифф (слева - один из её огненных цветов), хотя прямое влияние тут едва ли было.



А в этом пейзаже Фудзио чувствуется уже манера её старшего сына Тооси.
Фудзио прожила ровно сто лет (1887-1987), застала славу обоих сыновей, невесток и внуков. Будто бы всегда в тени - но без неё семейной школы не было бы. И по работам Фудзио хорошо видно, что манера в этой школе намертво к мастеру не привязывается, её можно освоить, опробовать, а потом перейти на что-то другое.



Фудзио с младшим сыном Ходакой и его женой в 1957 году - возле Тадж-Махала, привет знаменитой гравюре Хироси.



Наша любимая из работ Фудзио - вот эти рыбки. Не цветы и не птицы, но по сути именно тот почтенный жанр, что называется «цветами и птицами».



У самого Ёсида Хироси «цветов и птиц» немного, но есть очень хорошие, вот как эти гвоздики и цыплята. Похож этот куст на те растрёпанные сады, какие писала Фудзио.

Уже в 1980-х у Ёсида Тооси учился гравюре американец Мика Шваберов (Micah Schwaberow): в семейной школе появились теперь и иностранные ученики. Вот портрет Фудзио его работы:

Сёва, Мэйдзи, Ёсида, Тайсё

Previous post Next post
Up