(Продолжение. Начало см. по метке "
Норденшёльд")
«У приморских чукчей нет недостатка в различных суевериях. Так, например, большинство чукчей носит на шее кожаные ремешки с подвешенными на них маленькими деревянными вилочками или выточенными из дерева предметами. Их не отдают в обмен и неохотно показывают чужестранцам. У одного мальчика на шапку была нашита бисерная повязка и спереди к ней был прикреплён кусочек резной кости, который должен был изображать медвежью голову. Она была так мала и так плохо сделана, что в течение дня несомненно можно было бы изготовить дюжину таких. Я напрасно предлагал отцу за эту вещицу складной нож и табак, но мальчик, слышавший наши переговоры, вскоре выменял мне её на кусочек сахару. Узнав об этом, отец добродушно посмеялся, но не пытался объявить сделку недействительной.
К различным предметам, например, к скребнице, привязывают маленькие деревянные изображения, и такие же изображения во множестве валяются в углу юрты с хламом вроде обломков кости, кусков агата и старого железа. Мне удалось собрать большую коллекцию таких изображений. Большая часть изображений носила несомненный отпечаток современной одежды и образа жизни чукчей. Замечательно то, что на приобретённых мной костяных и деревянных резных изображениях лица были сделаны более плоскими, чем они у чукчей на самом деле. Некоторые из этих изображений, как мне кажется, напоминают буддийский первообраз.
Барабан, или, вернее, тамбурин, встречающийся обычно в жилищах почти всех полярных народов, как европейских, так и азиатских, - у лопарей, ненцев, тунгусов и эскимосов, - украшает и ярангу каждого чукчи. С ним связан известный род суеверия. На нём неохотно играли в нашем присутствии и так же неохотно отдавали его в обмен. Если успевали, то при нашем входе в ярангу его прятали. Барабан сделан из желудка тюленя, натянутого на деревянное кольцо с короткой рукояткой. Шкура барабана ничем не разрисована. Барабанная палочка представляет отщеплённый кусок китового уса в 300-400 миллиметров длины, причём к концу она тонка и гибка, как хлыст. Когда более толстый конец китового уса ударяет по краю барабана, тонкий ударяет в середину шкуры, принимающей таким образом два удара. Бьют в барабан обыкновенно мужчины, сопровождая эти звуки очень монотонным пением. Мы никогда не видели, чтобы это связывалось с плясом, гримасами и другом шаманским кривлянием.»
Шаманы (второй - в женской одежде для обряда)
Игольник, XVIII век
В следующий раз - последний отрывок.