Индийские клятвы и суды

Apr 01, 2015 10:47


У Абу Райхана ал-Бируни (XI-XII век) есть знаменитая «Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых», вкратце именуемая «Книга истории Индии» («Китаб тарих ал-Хинд») или просто «Индия». По-русски она выходила в 1963 году (и переиздавалдась двадцать лет назад) в переводе А.Халидова и Ю.Завадовского. Сам Бируни в Индии побывал - скорее всего, сопровождая в очередном походе Махумуда из Газны, при котором состоял астрологом. Кажется, и в индийском плену он какое-то время был. Книга любопытнейшая, вот, например, пара глава из неё (семидесятая и семьдесят первая):

«О СУДЕБНЫХ ТЯЖБАХ
Судья требует от истца письменное заявление против обвиняемого, написанное определенным почерком, выработанным для подобных дел, содержащее убедительное подтверждающее доказательство. При его отсутствии тяжба решается с помощью свидетелей, без письменного документа.
Свидетелей должно быть не меньше четырех, хотя может быть и больше. Только в случае, если справедливость свидетеля точно установлена в глазах судьи, тогда он может принять ее и вынести решение на основании показаний этого единственного свидетеля. Судья не должен допускать ни тайного соглядатайства, ни аргументации, построенной на знаках, сделанных публично. Ему не полагается делать заключение по аналогии с чем-либо, что кажется ему ясным, [но не относится к данному случаю], так же как пользоваться хитростью для выяснения истины, как то делал бывало Ийас ибн Му'авия [знаменитый омейадский судья].
Если истец не в состоянии представить неопровержимое доказательство, ответчик должен принести клятву. Но он может также заставить поклясться истца, обратив клятву на него, со словами: «Поклянись ты, что твой иск справедлив, и я дам тебе то, чего добиваешься».
Клятвы бывают разных родов, в зависимости от размера иска. Когда иск незначителен и истец удовлетворяется тем, чтобы обвиняемый принес клятву, последний произносит перед пятью учеными брахманами: «Если я лгу, пусть он получит в награду от моих трудов в восемь раз больше своего иска против меня».
Более сильная клятва состоит в том, что обвиняемому предлагают выпить аконит, называемый брахмана, а это один из самых скверных видов аконита, и если он говорит правду, питье не вредит ему.
Еще более сильная клятва состоит в том, что истца приводят к быстрому и глубокому потоку или глубокому и полному водой колодцу, и он обращается к воде со словами: «Так как ты принадлежишь к чистым ангелам и ведаешь тайное и явное, убей меня, если я лгу, и охрани меня, если я говорю правду». Затем пять человек хватают его и бросают в воду. Если он говорит правду, он не утонет и останется в живых.
Еще выше нее клятва, в которой судья направляет обоих тяжущихся к месту, где находится наиболее почитаемый идол этого города или царства. Около него ответчик должен поститься весь этот день. Затем на следующий день он надевает новые одежды и становится рядом с истцом. Жрецы поливают идола водой и поят ею ответчика, и тогда, если он сказал неправду, его сразу же вырвет кровью.
Еще более сильная клятва состоит в следующем: ответчика помещают на чашку весов и взвешивают гирями; затем его снимают с весов, оставляя их в том же положении. Тогда он призывает в свидетели своей правоты духов, ангелов и небесные существа одних за другими и все, что он говорит, записывается на бумагу, которую ему привязывают на голову, затем его во второй раз ставят на чашку весов. И если он говорил правду, то в этот раз он будет тяжелее, чем в первый.
Есть и еще более высокая степень испытания. Берут топленое и кунжутное масла поровну и кипятят в котле. Туда бросают розу, увядание и сгорание которой служит для них признаком, что смесь готова. Когда кипение достигает высшей точки, в котел бросают кусок золота и приказывают ответчику достать его рукой. Если он сказал правду, он достанет его.
Наконец, есть еще самая высокая степень клятвы. Нагревают кусок железа до того, что он почти плавится, и кладут его щипцами на ладонь ответчика; между кожей и железом кладут только широкий лист одного растения, под который подкладывают несколько отдельных зерен риса в шелухе. Ему приказывают пронести это железо семь шагов, после чего он может бросить его на землю.

О НАКАЗАНИЯХ И ИСКУПЛЕНИЯХ
Обычаи индийцев в этом отношении схожи с обычаями христиан, ибо строятся на принципах добра и воздержания от зла, а это - полный отказ от убийства, отдавать тому, кто отнял верхнюю одежду, рубаху, подставлять [правую] щеку тому, кто ударит по левой, благословлять врага и возносить молитвы за него. Клянусь жизнью, этот образ действия превосходен! Однако обитатели этого мира далеко не все философы, а в большинстве своем - невежественные и заблуждающиеся люди, которых можно держать на прямом пути только мечом и бичом. С тех пор, как Константин Победитель обратился в христианство, меч и бич не знали покоя, ибо без них нельзя было бы управлять.
Индийцы следовали тем же путем, ибо передают, что дела правления и войны в прошлом принадлежали брахманам, но мир от этого пришел в расстройство, так как они осуществляли управление согласно с требованиями религиозных книг, умозрительным путем. Но они ничего не могли поделать с порочными и злыми людьми, и для них стало почти невозможным руководить по законам религии. Они смиренно молились своему Господу, пока Брахма не выделил для них те обязанности, которые они несут, и не отдал управление и ратное дело кшатриям. С тех пор брахманы живут выпрашиванием милостыни и нищенством, а наказание людей за грехи осуществляется не учеными, а царями.
Закон, касающийся убийства, у них следующий: если убийца брахман, а убитый принадлежит к другой касте, ему надлежит совершить всего лишь искупление, которое заключается в посте, молитве и раздаче милостыни.
Если убитый тоже брахман, убийца ответит за свой поступок в будущей жизни; в этом случае искупление ему не дозволено, ибо оно смывает грехи, тогда как ничто не может смыть с брахмана смертные грехи, из коих самый значительный - убийство брахмана, которое называется [ваджра]-брахмахатья, за ним следует убийство коровы, питье вина и, наконец, прелюбодеяние, в особенности с женой своего отца или учителя. Правители при этом ни за одно из этих преступлений все же не казнят брахмана или кшатрия, но отбирают у него имущество и изгоняют из своего царства.
Если же человек из касты низшей, чем брахманы или кшатрии, убьет человека своей же касты, он должен совершить искупление, но правители, кроме того, накладывают на него наказание ради назидания.
В отношении кражи наказание вора устанавливается соответственно с размером кражи. Так, иногда наказание должно быть крайне строгим или средним, а иногда может заключаться в исправительной мере или штрафе, порою же требует ограничиться выставлением на позор и осмеяние. Если размер кражи очень велик, правители ослепляют или калечат накрест брахманов, тогда как кшатриев они только калечат, но не ослепляют. Прочих воров они убивают.
Наказание неверной жены состоит в удалении ее из дома мужа и в изгнании.
Я не раз слышал, что если кто-нибудь из индийских рабов бежит, желая вернуться в свою страну и к своей религии, индийцы накладывают на него искупление в виде поста и закапывают его на несколько дней в навоз, мочу и молоко коров, пока все это не начнет бродить. Тогда они его вынимают из нечистот и кормят тем же, в чем он находился, и подобным этому.
Я расспрашивал брахманов об этом, но они отрицали это, утверждая, что для таких лиц нет никакого искупления и что им никогда не разрешают вернуться к прежней жизни. Да и как [это возможно], когда [даже] брахман, если он поест в доме шудры несколько дней, исторгается из своей касты и не может в нее вернуться?»

путешествия, старые книжки

Previous post Next post
Up