Есть много японских календарных серий гравюр - по двенадцати месяцам. Например, календарь работы Огата Гэкко: (尾形月耕, 1859-1920), одного из самых любопытных мэйдзийских художников и главного учителя Цукиока Ко:гё. Календарь вышел в 1890 году, хотя некоторые листы создавались на несколько лет раньше. Тут и иллюстрации к старинным преданиям и стихам, и к действам театра Но:, и просто бытовые картинки.
Будем и мы их вывешивать ежемесячно. Этот календарь - по японскому «старому стилю», лунному, так что начнём с соответствующим сдвигом.
Первое весеннее дерево - это слива. На соответствующий месяц приходится вот такая история, изложенная в шестом свитке «Великого Зерцала» (大鏡, «О:кагами», Х век):
В правление государя Мураками перед Дворцом Чистоты и Прохлады, Сэйрё:дэн, засохло сливовое дерево, и одному из молодых придворных поручили заменить его новым. Тот попросил помочь Сигэки (престарелого повествователя в «Великом Зерцале»), как человека более опытного.
Сигэки обошёл всю столицу и наконец на западной окраине нашёл подходящее дерево и стал его выкапывать. Управляющий этой усадьбой передал ему послание, которое попросил привязать к ветвям дерева, что Сигэки и сделал. Государю дерево очень понравилось, он пожаловал Сигэки новым платьем - а потом увидел листок на ветке и полюбопытствовал, что это. На листке женским почерком было написано:
«Приняла с благоговением
Государеву волю,
Ну а спросит меня соловей,
Куда его дом подевался,
Что промолвлю в ответ?» (Пер. Е.М.Дьяконовой)
Государь велел разузнать, из чьей усадьбы доставили сливу - оказалось, что живёт там дочь знаменитого поэта Ки-но Цураюки. Мураками был тронут, и по некоторым версиям, распорядился вернуть дерево и посадить его обратно (В «Великом зерцале» такого приказа не было). А Сигэки очень переживал, что так неудобно получилось.
На гравюре дочь Ки-но Цураюки встречает посланцев государя у дерева лично и вот сейчас сложит по этому поводу стихи, а встревоженный соловей (точнее, птичка-камышовка, угуису) летает над ними всеми.
И да послужит начало этой серии ежемесячных картинок свидетельством того, что мы уходить из Живого журнала пока не собираемся!