Ещё одна книжка, которую люблю с детства, невзирая на предупреждение, что «книга рассчитана исключительно на взрослого читателя».
Персидские сказки. //Сост. Н.Османов, художник В.Щапов. - М.: ИВЛ, 1958
Большинство сюжетов в сборнике «международные», но и из них некоторые - не самые частые (тут, кстати, и сказка, из которой потом получился «Король-олень» Гоцци), а другие - с характерными доработками. Вот, допустим, сказка начинается:
«Жил-был один падишах, и было у него два сына. Только когда умер он, отреклись подданные от его наследников и выбрали правителем кого-то другого. А сыновья падишаха поделили между собой отцовское наследство и разошлись в разные стороны.
Прошло два или три года, а старший сын уж промотал все свое состояние. Младший же отправился в другой город и занялся, торговлей. Стал он получать большую прибыль и приумножил свое состояние. Но оставим его, такой случай - не диковинка, давайте лучше поговорим о старшем.
Старший брат остался без гроша, и частенько ему приходилось скрести ложкой по дну кастрюльки. Пришел он как-то к жене и говорит:
- Ведь у тебя есть драгоценные перстни - продай один за тысячу туманов, испытаю-ка я судьбу! Может, и нам счастье улыбнется, и мы заживем в достатке.
А у жены был один-единственный перстень с рубином. Продала она его за тысячу туманов, а деньги отдала мужу. Шахзаде взял деньги и отправился в другой город.»
Дальше - всё по правилам: на свою тысячу герой выкупает кошку, собаку и змею, от змеи получает волшебное кольцо, женится на принцессе, та кольцо упускает, а благодарные звери его возвращают.
«Но тут вспомнил он о своей первой жене, у которой взял перстень с рубином и продал за тысячу туманов, и привез ее к себе. Тут стала принцесса ревновать и завидовать и говорит шахзаде:
- Я не буду любить тебя, если ты даже все горы обратишь в золото. Я не хочу быть второй женой!
Шахзаде поневоле развелся с принцессой и стал жить со своей прежней женой, а принцесса вышла замуж за другого.
Обе женщины подружились и стали жить как сестры.
У одной родился сын, у другой - дочь, и они женили их и дожили до глубокой старости, до седых волос - всё любовались на своих внуков.»
И в остальном - такие же симпатичные дополнительные подробности, иногда умильные, а иногда жуткие.
И хорошие иллюстрации. В каком-нибудь углу - важные предметы, участвующие в сказке.
«Сын охотника»: герой выполняет сложные задачи по царскому указу, а злой везир, которому молодой охотник не продал первую пойманную газель, ему пакостит. Охотничьи снасти в углу - отцовское наследство, которое мать не хотела давать сыну, потому что от охотничьего промысла одни печали…
«Сказка о лентяе»: как герой, не трудом, а одной смекалкой, разбогател. Рожок, соль, яйцо и клубок в углу - всё, с чем он начал свои приключения.
«Ходжа Бу Али» на этой картинке - в виде коня, которым он обернулся. Общий сюжет - про ученика колдуна («Ох!») и состязание в оборотничестве. Про Бу Али, то бишь Авиценну, сказок в сборнике много, и эта - не самая увлекательная, куда интереснее те, которые про его лекарскую деятельность.
«Горошинка»: местный вариант Мальчика-с-пальчик. В мешке - любимый козлёнок людоеда, которым героиня подменила себя; вообще логично: если питается этот див людьми, то почему бы ему не любить и холить коз? А горшок с ложкой - просто как знак пищевой доминанты этой истории.
«Намади»: душераздирающая история о том, как бездетная чета удочерила сиротку. Потом женщина умерла, а вдовец решил на подросшей девочке жениться (тем более что ей подошло колечко покойной приёмной матери). На брачном ложе героиня подменила себя раскрашенным бурдюком - и, как видно по картинке, правильно сделала.
«Балхский суд»: длиннющая приключенческая повесть про то, как жулики и воры выживали из города единственного честного чиновника и что из этого получилось. В изображённый момент негодяи-чиновники сидят у этой красавицы в сундуке, как у Солохи.
«Кто первый заговорит», тот и будет выполнять домашнюю работу, так условились невестка со свекровью. Даже в изображённом положении младшая из них, жена барабанщика, помалкивала до упора. А расплачиваться в конце концов пришлось, конечно, барабанщику…
«Лев-охотник», не слишком удачливый. Вот в этом столкновении, по-моему, уже ясно, кто возьмёт верх…
А это - заставки к разным разделам книги:
Картинки рисовал Виктор Щапов, популярнейший иллюстратор и плакатист, «самый богатый художник в Москве», человек бурного темперамента, знаменитый пижон и хлебосол.
«Людей навалом. Какие-то пленительные девушки, разодетые в пух и прах, мальчики модные, все пьют вино из хрусталя, едят фрукты и дымят американскими сигаретами. Лиля нас представляет: "Мой друг - Виктор Щапов". Господи! Виктор Щапов! Да это же Витя Шершевский. Он женился на дочери генерала Щапова и взял его фамилию. Потом он еще много раз женился и всем своим девочкам-красавицам давал прозвище "Козочка" и фамилию генерала. Одна из козочек, Елена Щапова, стала в дальнейшем женой Эдика Лимонова. Но об этом смотрите в его известном романе. Витю я когда-то хорошо знала, но потом забыла. Он, когда еще учился в Архитектурном институте и был нищим студентом, влюбился в мою подругу Лену и рыдал, бедный, бывало на лестнице под ее дверью от безответной любви. Кто мог предположить, что из него получится? Он стал всемогущ: строил дома, оформлял книги. На улице Грузинской построил дом для художников, куда пристроил всех своих друзей. Жил Виктор Щапов богато и весело, менял красавиц. Нам ничем дельным не помог. Дал, правда, пару советов, на какой бумаге рисовать и тому подобное, но, увы, не больше.» Воспоминания о нём самой Елены Щаповой (
здесь) тоже колоритны. Поминается он и в воспоминаниях Нины Тихоновой-Визбор:
«Был такой модный художник Виктор Щапов. Он один в Москве ездил на “Мерседесе”, еще до Высоцкого. Небольшого росточка, но с потрясающей энергетикой. У него все жены были как минимум на четыре головы выше. Я к Вите ходила как к себе домой. А он был другом Визбора. Когда Юра разошелся с Адой Якушевой, он ночевал у Вити в ванне. То есть я уходила от Вити, а вечером приходил Юра со своих гулянок, спать в его ванне…» И в воспоминаниях Б.Мессерера:
«Расскажу о Щапове. Его настоящая фамилия была Шерешевский, он сменил ее на фамилию своей первой жены из конъюнктурных соображений, диктуемых временем. Он был маленького роста, носил очень длинные пиджаки, узкие брюки и ботинки на высокой платформе из микропорки. Это был настоящий пижон и удивительный тип. Каждый день в Архитектурном институте, где он учился на курс старше меня, мы видели его в новой крахмальной рубашке с белоснежными манжетами, заколотыми золотыми запонками, и в неимоверной расцветки галстуке с изображением обнаженной женщины в бокале. Всем казалось, что это ходячий объект для травли со стороны бдительных комсомольских деятелей. Но, как ни странно, он был для них неуязвим, потому что был сталинским стипендиатом, по всем предметам имел пятерки, а свои проекты подавал в исключительно эффектном графическом исполнении. После окончания института Щапов стал знаменитым художником-плакатистом, зарабатывал огромные деньги. Жил на широкую ногу, постоянно снимая квартиры в центре Москвы, пока не переселился в роскошные двухэтажные апартаменты на Малой Грузинской, в доме, где жил Владимир Высоцкий.» В книжке есть ещё славные шмуцтитулы к каждой части (деление обычное: «Волшебные сказки», «Бытовые…» и «…о животных»).
Из волшебных сказок на меня в своё время едва ли не самое большое впечатление произвела история
про лиловую-лиловую баню в лиловом-лиловом городе, в жанре кошмарного эротического сна
Из бытовых -
«Рассказ о Беспечальном и Беззаботном» , по-своему не менее кошмарный.
И для утешения - сказка
«Коробочка», где всё кончается довольно хорошо и справедливо.