Художественная школа

Sep 29, 2017 12:57

Прочла очень трогательный рассказ американско - сибирской художницы о судьбе ее Учителя из художки и о суровых людях Сибири. https://www.facebook.com/irene.nedelay/posts/10214010623087212?pnref=story
И вспомнились мои донбасские учителя художественной школы.
Был замкнутый в себе талантливый живописец, который у меня преподавал почему - то академический рисунок. Он шагал широко и медленно длинными ногами, как бы кивая, покачиваясь всей своей тонкой фигуркой с руками в карманах и большим носом с горбинкой, на маленькой голове. Дети прозвали его "Попугайчик". Именно так, уменьшительно - ласкательно. Он редко говорил, даже на уроках, только на просмотрах объяснял что не так.
Был Травкин, артистичный, яркий и юркий. Он придумал хитрый маневр - ходил к ученикам по домам, особенно часто к одиноким мамам и тем кто вкусно угощает. Одинокий художник, всегда бесприютный и голодный артист с повязанной платочком шеей. Нас он смешил тем, что часто вежливо просил отдать ему палитры, он видел в них непосредственную красоту. А мы тогда еще не видели... Еще он любил ругать Питер, так как учился там. Мы все понимали, что он кокетничает, с целью подчеркнуть, что он жил и учился в Питере. Он часто рассказывал нам какая там бездуховность и как новостройки портят облик города, как он не мыслил жизни в таком несправедливом мире и не хотел видеть упадок великого города, поэтому уехал. Но мы, даже дети, уже тогда понимали, что добровольно уехать из творческого Питера в индустриальный Донбасс ни один художник не сможет. И не принимали его слова за чистую монету, а лишь расспрашивали подробности об Эрмитаже, мостах со львами и белых ночах. Мы все бредили Питером, тогда это все еще был культурный центр разваливающегося СССР, откуда к нам на Донбасс везли краски, пастель, клячки и кисти. Кто - то один из художки ехал, собирал деньги и привозил на всех.
Преподаватель истории искусств все время жевала яблоки и вела ЗОЖ. Сухо и скучно рассказывала о Саврасове, Серове и эпохе Возрождения, но совсем не рассказывала о импрессионистах и авангардистах.
Станковую и декоративные композиции вели какие - то невнятные учителя, которые запрещали рисовать в оформлении витрин губы больше реального размера, а мне хотелось огромные и с красной помадой.
Помню, нас учили, что розовый цвет - цвет женского белья и его нужно использовать с осторожностью.
Сколько же штампов и красных флажков нам пытались вбить в головы...
Почти не помню скульптора, помню, что он был очень занятой и деловой, всегда у него были какие - то заказы, а мы ученики между делом, варили пластилин и лепили скульптуры на каркасах из проволоки, которую нужно было принести из дома. У меня проволоки нужного диаметра не было и я очень страдала, но потом со мной поделилась моя подруга Галя, папа которой работал машинистом, а у меня папы не было, а мама работала в детском саду. Но это никому было не интересно, проволока для каркаса лошади была нужна.
В общем, что главное мне дала художественная школа - набитую руку и технику, понимание о композиции, компоновке, тоне и цветовых сочетаниях, гармониях и контрастах. Все это и многое другое, мне кажется я знала всегда, и до того как я сама стала преподавателем, меня удивляло, как этого можно не знать.
Как можно неудачно компоновать кадр фото или сочетать несочетающиеся цвета в одежде?.. как можно не знать кто такие Суриков, Репин или Гойя? Как можно не знать какие цвета основные, а какие контрастые?.. как можно не знать как смешать бирюзовый?.. Может вы еще и фиолетовый или зеленый смешать не сможете?.. или "цвет кожи"?..
После худ. Школы я год не брала в руки краски и карандаши, настолько меня утомили бесконечные натюрморты с драпировками. Кто такие Константин Коровин, Поллок, Ротко и Бенкси, а так же как различить Моне и Мане я уже узнавала сама, а так же как писать маслом, флоурисцентным акрилом, объемными контурами, в декоративных техниках, с элементами золочения и витража.
Все - таки это очень важно встретить правильного преподавателя. После худ. Школы я училась в мастерских у многих художников и декораторов, посетила десятки музеев и галерей, я собираю информацию как губка, я жадная к знаниям, особенно в сфере искусства, это для меня самое интересное в жизни.
В своем опыте преподавания я пользуюсь миксом знаний "как надо" и "как не надо" преподавать, стараясь не ставить блоков в сознании и разуме, чувствах, душе своих учеников. Это самое ценное - сохранить личность.Не штамповать ремесленников.
Идти вперед, работать над ошибками, закреплять навыки, но главное, не забывать о своей цели - найти свой стиль и сказать свое, новое слово миру.

рефлексия

Previous post Next post
Up