Оригинал взят у
motley_spring в
AnnunciationБлаговещенье прошло и покрылось пылью, а пост я напишу только сейчас :) Простите, что так.
К религии у меня интереса нет, а к искусству - огромный. Поэтому все религиозные сюжеты и персонажей я узнаю из истории искусств. До 16 века религиозные сюжеты в живописи являлись основными. Не надо иметь докторскую по итории искусств, чтобы знать, что если на картине изображен молодой человек, пронзенный стрелами - это Святой Себастьян. Агнец - Святой Иоанн-Креститель. Если наверху картины все хорошо, а внизу - все страшные и в огне - это Страшный суд.
Для сцены Благовещения тоже есть своя атрибутика - лилии - символ чистоты Марии, ласточки - редкоизображаемый символ весны и ожидания, оливковая ветвь - символ примирения божественного и земного. Часто изображают непосредственно Благую Весть - слова, сказанные ангелом, в виде свитка или просто летящими в воздухе.
Сюжет - архангел Гавриил является Марии и возвещает о будущем рождении от нее Иисуса Христа. Происходит в комнате Марии, реже - на улице возле колодца.
Изображения выкладываю большие, потому что на маленьких ничегошеньки не видно.
Симоне Мартини (1284-1344) "Благовещение", 1333г. Флоренция, галерея Уффици.
Картина привлекает своей динамикой - ангел только что приземлился, его плащ еще не успел коснуться земли после полета, а слова, начертанные золотым, уже произнесены. Мы видим лилии, оливковую ветвь, ласточек с лицами ангелов, а также книгу пророка Исайи, которая тоже является частым атрибутом сцены Благовещения. Удивляет нехарактерный для поздней готики реализм изображения.
Фра Беато Анджелико "Благовещение" 1441 - 1443 гг.
Фра Анджелико зовут Фра Анджелико, потому что он был монахом - братом(Фра), - и потому что написанные им ангелы были действительно ангельски красивы и бестелесны - Анджелико.
Это - роспись стены кельи собственной кельи Фра Анджелико в монастыре Сан Марко во Флоренции.
Из атрибутов на картине - только книга. Позади ангела стоит Святой Петр, приглашая нас, подобно ему, посмотреть на эту сцену внимательнее, присоединиться к ней. Пространство очень легкое, написано воздушно, с романтичным колоритом. Из множества картин с сюжетом Благовещения эта - моя любимая.
Фра Анджелико "Благовещение"(1442-1443), монастырь Сан-Марко, Флоренция.
Невероятной красоты крылья ангела и фигура Марии. А также доведенное до совершенства мастерство изображения перспективного пространства.
Очень необычный по композиции и динамике алтарный образ «Благовещение» в церкви Санта Мария сопра Мерканти в Реканати (1528). Лоренцо Лотто.
Эта картина Лотто - периода их соревнования с Тицианом. У Тициана Мария - коленопреклоненная королева, гордо принимающая в своем дворце небесного посланца.
У Лотто Мария - простая милая девушка: ангел застает ее врасплох во время молитвы в своей комнате. Она боится даже взглянуть на него. Ее поза почти оборонительная. Здесь чудо настолько вещественно, что его замечает кот и бросается наутек. Всевышний участвует в сцене, чтобы пояснить, что речь идет о чуде. За этим же ангел помещен в струю яркого света.
Идеально подстриженному кватрочентистскому светлому саду противопоставлен грубый темный интерьер с висящим полотенцем и табуреткой. (Это противоставление также отсылает нас к желанию автора опереться на авторитет Карпаччо в полемике с Тицианом.)
Данте Габриэль Россетти (1828-1882) "Благовещение" 1850 г. Лондон, Галерея Тейт.
Мне кажется, что картина прерафаэлита Россетти поразительно похожа на Лотто. Психологический портрет Марии одинаков - у Россетти Мария испугана и также боится поднять глаза на ангела, смотря мимо него. Лилии здесь и в руках ангела, и на ткани. Россетти играет на двойственности символа лилии - рождения и сметри Иисуса Христа.
Конечно же, критики разругали картину, устроив скандал. Но за это ведь мы и любим прерафаэлитов?