Опасные мелочи

Feb 24, 2013 15:26

Проиллюстрирую мысль предыдущего поста конкретными примерами.

Почему так важно соблюдать правило: запрос на чужой ресурс может быть только из нижней позиции, а положительный ответ на такой запрос - из верхней.

Что происходит, когда это правило не соблюдается? Чем опасна такая «мелочь»?

- Подскажи, пожалуйста, какие туфли выбрать к этому платью? - спрашивает коллега.

Обрадовавшись, что она просит вашего экспертного мнения (ставит вас в верхнюю позицию), вы кидаетесь на помощь. Если находиться в верхней позиции для вас непривычно и неудобно, то ответ вы дадите не сдержанный и равнодушный, а многословный, эмоциональный, с комплиментами в ее адрес («к твоим прекрасным синим глазам…» и т.д.), чтобы отплатить ей добром за оказанное вам уважение.

- Хм…Почему ты так думаешь? - коллеге мало ваших аргументов, она хочет еще.

Ок, вы готовы потратить еще немного рабочего времени, и объяснить ей подробно вашу позицию. Даже сослаться на других экспертов, для верности.

- А по-моему, эти туфли выглядят ужасно, и давно вышли из моды, - сообщает коллега свой вердикт, выслушав, как вы распинались.

В следующий раз, когда она спросит что-нибудь, вы ответите ей:

- Не знаю, как тебе самой нравится, так и делай.

То есть вы пошлете ее с этим запросом. Но пошлете вы ее только в том случае, если осознаете или просто почувствуете, без анализа, что она нарушает правила запросов на ваш ресурс. Если же вы не осознаете это или даже не почувствуете, вы можете снова и снова попадаться на этот крючок, каждый раз мучительно размышляя, почему же вдруг так испортилось ваше настроение, упала самооценка, стало грустно и больно. «Неужели я действительно претендую на эксперта в области моды? У меня завышенная самооценка? Или это комплексы?» - будете размышлять вы, сгорая от стыда за свою «неадекватную» реакцию. И когда однажды вам захочется послать коллегу в ответ на ее ответ, вам покажется, что делаете вы это от обидчивости, и ваша самооценка от этого вывода может упасть еще ниже.

Я не преувеличу, если скажу, что даже таким весьма примитивным способом, можно неплохо обглодать человека, который не чувствует в полной мере прав на собственный ресурс, который считает, например, что «отказывать в помощи это демонстрировать враждебность» и не понимает, что враждебность - это запрашивать помощь и не благодарить за ее оказание.

Разумеется, коллега не обязана делать так, как вы ей сказали, однако она должна поблагодарить вас за оказанное ей внимание и за участие в решение ее проблемы, раз она сама этого просила.

Если же коллега, на самом деле, не желает обращаться к вам как к эксперту, а желает продемонстрировать, что она сама эксперт, она должна не манипулировать запросом о помощи, а сформулировать предложение иначе:

- Хочешь рассмотреть туфли на этом сайте и выбрать лучшие?

- Спасибо, но я занята сейчас.

Или:

- Да, интересно, давай поглядим.

В этом случае спор на тему, какие туфли лучше или хуже ни малейшим образом не заденут самооценку и не испортят настроение, даже если коллега будет спорить. Секрет заключается в том, что самооценка падает совсем не от несогласия, а падает тогда, когда человек вложил свой ресурс и получил в ответ пренебрежение. Использовать чужой ресурс с пренебрежением это ставить другого в подчиненную позицию насильственным или манипулятивным образом. Самооценка падает не потому, что кто-то не признал ваше мнение, а потому что вас использовали в роли слуги, а вы, почувствовав злость, но не поняв ее причину, подавили агрессию или направили на себя. Это очень опасно и если остается неосознанно и неотреагированно, способно натворить с человеком много проблем. Хотя казалось бы, сущая мелочь. Но мелочью это становится, когда человек понимает, что произошло. Тогда это действительно мелочь и повод лишний раз подивиться или даже порадоваться тому, как четко и слаженно работает этот механизм. Если же человек не понимает, как его подловили, и почему ему вдруг стало так грустно, он скорее всего запустит длинную цепь рефлексии и потеряет на этом очень много сил.

психология

Previous post Next post
Up