Дендрохронология и архитектура горной Ингушетии

May 28, 2015 18:58

В прошлом году в СМИ республики многократно освещались итоги совместных научно-исследовательских работ Археологического центра Ингушетии и Института Географии РАН на памятниках архитектуры горной Ингушетии. Это были первые попытки тотального дендрохронологического изучения региона. Начало же подобных работ было заложено нами еще в 2010 г., когда в горной Ингушетии работала исследовательская группа Археологического центра Ингушетии и Германского археологического института. Тогда нами были взяты образцы из живых деревьев Ассинской котловины и древесных конструкций храмов Тхаба-Ерды, Алби-Ерды, боевой башни Цуровых (Джейрах), архитектурных комплексов Эгикал и Вовнушки. С тех пор, несмотря на наши неоднократные запросы, Берлин так и не предоставил нам документально заверенных отчетных сведений относительно итогов лабораторных исследований взятых нами тогда образцов. Поэтому нами было принято решение начать работу в данной области с Институтом Географии РАН, который имеет хороший опыт по дендрохронологическому датированию.
В 2014 г. в горной Ингушетии на частные финансовые средства, которые в общем объеме составили сумму в чуть более 100 000 руб., мы дали начало старту совместных работ с ИГ РАН (за полевые и лабораторные работы ИГ РАН не берет оплаты). В итоге удалось взять около 90 образцов с 14 архитектурных комплексов, в числе:боевая башня Цуровых (с. Джейрах), боевая башня с.Бялган, жилая башня с. Эрзи, боевая башня с. Эрзи, полубоевая башня с. Гув, боевая башня с. Салги, боевая башня Богатыревых с. Эгикал, жилая башня Богатыревых с. Эгикал, жилая башня Сейнароевых с. Эгикал, жилая башня Гандаровых с. Эгикал, храмы Тхаба-Ерды и Алби-Ерды, святилище с. Ког, склеп с открытой поминальной камерой с. Мяшхи, боевая башня с. Мяшхи, две башни комплекса Вовнушки, две боевые и две жилые башни с. Пялинг, три боевые, одна жилая и одна полубоевая башня с. Ний. Таким образом, нами был охвачен широкий конгломерат объектов архитектуры края, датирование которых с помощью метода дендрохронологии дал бы важный ключ к пониманию генезиса и эволюции ряда местных памятников истории и культуры. В целях опорной (реперной) привязки планировалось использование дендрохронологических данных из Северной Осетии. Однако скоро стало ясно, что осетинский материал не сработал при сопоставлении с ингушским, в результате чего нами было принято решение датировать постройки горной Ингушетии с помощью радиоуглеродного метода. При этом было запланировано, что на основании УМС и ЖС датировок в будущем нами будет разработана собственная ингушская дендрохронологическая шкала, что безусловно облегчит работы по датированию почти всех известных памятников архитектуры горной Ингушетии, где есть деревянные элементы.
В ходе прошлогодней полевой деятельности экспедиции удалось определить и породу деревьев, которые были использованы при строительстве тех или иных архитектурных объектов Ингушетии:

Армхинское ущелье

В боевой башне Цуровых, все отобранные образцы представлены древесиной дуба (8) кроме одного- липы. Причем перекрестная датировка между образцами показала, что разброс датировок внешних колец почти всех образцов составил 6 лет, что говорит почти об одновременности заготовки древесины для данной башни (а стало быть и всего строительного материала строения). В боевой башне Бялгане все образцы представлены древесиной липы, кроме одной - сосны. Боевая и жилая башни Эрзи представлены древесиной березы, полубоевая башня Гув- сосной, а боевая башня Салги - липой.

Ассинское ущелье

Боевая башня Богатыревых с. Эгикал, жилая башня Богатыревых с. Эгикал, жилая башня Сейнароевых с. Эгикал, жилая башня Гандаровых с. Эгикал дали образцы древесины липы, дуба, сосны и ильмы (вяза). Храмы Тхаба-Ерды и Алби-Ерды дали соответственно сосну и дуб (в единственном случае на Алби-Ерды зафиксировано применение конструкции из тиса). Когское святилище представлено сосной. В башенных комплексах Пялинг и Ний все отобранные образцы дали сосну.

Гулойхийское ущелье

Склеп с открытой поминальной камерой с. Мяшхи представлен тремя образцами дуба и одной сосны. Башенный комплекс Вовнушки дал 5 образцов сосны и одну липы.

В настоящее время в лаборатории дендрохронологии ИГ РАН на радиоуглеродном датировании находится древесный материал из боевой башни Цуровых. Результаты датирования станут известны к середине июня.








Previous post Next post
Up