Если завтра холодная война

Oct 10, 2016 10:05

Дмитрий Дробницкий

Нынешнее охлаждение в отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки с «легкой руки» (не могу не поставить это в кавычки) отечественной и заокеанской прессы названо «новой холодной войной».

В другом, более «продвинутом» варианте - «холодной войной 2.0».



Поначалу это казалось преувеличением, выдумкой журналистов и «говорящих голов». Нет сегодня ни железного занавеса, ни всемирной борьбы неких двух идеологических парадигм, ни - до недавнего времени - гибридных (на самом деле, proxy - опосредованных) войн двух сверхдержав по всему земному шару.

Но вот приключились два кризиса - украинский и сирийский. И начался обмен «любезностями»… Мы и американцы стали обвинять друг друга во всех смертных грехах. Наши военные самолеты опять летают близко друг к другу, наши официальные представители снова обмениваются жесткими заявлениями, а журналисты - ну что с них взять! - взахлеб обсуждают возможность ядерной войны…

Почти так все и было в конце 1940-х, когда недавние союзники по антигитлеровской коалиции начали в весьма опасное для судеб планеты противостояние, которое и было названо «холодной войной».

Ключевое слово - «почти».

Тогда была борьба двух идеологий, двух мировых систем. С одной стороны - мир Запада, «мир свободы» и капитализма, с другой - СССР и его союзники, мир трудящихся, социализма и, что характерно, тоже «мир свободы», понимаемый иначе

Советский Союз твердил, что капитализм несправедлив. И в этом с ним соглашались многие европейские и американские либералы. Вынося ГУЛАГ за скобки, леваки на Западе нахваливали «самый прогрессивный строй на планете». Вот разрешили бы рок-н-ролл и марихуану в СССР, и был бы вообще сущий рай…

Вот только Америка была тогда по большей части консервативной. Да и сегодня она является оплотом консерватизма на Западе. Бог, семья и производство - вот о чем твердят республиканцы в США. И то, что они еще недавно были самыми оголтелыми ястребами по отношению в СССР/России, в основном объясняется именно тем, что их противники, демократы, были готовы стать друзьями кого угодно - хоть Мао, хоть Брежнева - лишь бы в мире восторжествовали социализм, феминизм, атеизм, релятивизм и т.п.

Рональд Рейган, наиболее почитаемый сегодня президент США, расставил точки над «i». Или вы (Советский Союз) остаетесь «империей зла», и тогда холодная война продолжится до полного взаимного истощения, или мы перестанем наконец пугать весь мир ядерным апокалипсисом, если начнем друг с другом говорить…

Можно много в чем винить г-на Горбачева. Вот только Рейгана винить не в чем. Он приехал в Москву сказать, что больше не считает СССР «империей зла». Не считает по вполне определенным причинам.

Рональд, встретившись с нашими людьми на Красной площади, на Арбате и в стенах МГУ, понял вдруг, что русские верят «в Бога, мир и процветание»

Существует легенда, что, выйдя со своей женой Нэнси вечером погулять и глядя на Собор Василия Блаженного, Рейган сжал руку супруги и сказал: «Мне кажется, здесь живет Бог»… Так это было или не так, доподлинно неизвестно, но именно тогда закончилась холодная война 1.0.

То, что «русские не верят в Бога», что «Политбюро подавляет свободу верующих», тогда, в 1980-х, являлось первостепенным аргументом против «безбожного режима». Еще одним обвинением в адрес Кремля было притеснение евреев. Мол, не даете им открыто говорить о своей вере, не отпускаете их в Израиль…

Сегодня-то как это выглядит? Иудеи являются уважаемой религиозной конфессией России. Отношения Кремля с руководством Израиля - лучше некуда. Православные христиане обрели свои храмы. И католики, и протестанты, и мусульмане…

Россия сегодня - капиталистическая страна со свободой вероисповедания, слова и прессы. Да, эти свободы относительны. Как и везде. Мы несовершенны. Капитализм у нас какой-то феодальный, СМИ прикуплены, средний класс не имеет голоса и разоряется, а природные ресурсы используются без народного контроля.

Всё так, но зачем с нами воевать-то?

Ведь и в США в этом политическом сезоне случился электоральный бунт против квази-феодальной глобалистской модели экономики, которая ничего общего не имеет с американской мечтой.

И поэтому, по здравому размышлению, невозможно мобилизовать американцев на новую холодную войну. Отчасти потому, что граждане США не забыли, что из себя представляла первая версия этой войны

В 1960-70-х они рыли убежища не только в городах, но и в частных подворьях. Потом последовала «разрядка» Никсона-Киссинджера, и люди вздохнули с облегчением.

Тогда на них «готовились напасть» совсем другие русские - изолированные, обозленные, одетые в ушанки в своем вечном холоде, сидящие в истребителях в Корее и Вьетнаме, «раскачивающие» Латинскую Америку и снабжающие деньгами Коммунистическую партию США.

А сейчас какие русские собираются «бросить вызов Западу»?

Мы более не противостоим американцам ни в Европе, ни в Третьем Мире. Подумаешь, Украина и Сирия! Это ведь реально мелочи. Точно так же, как претензии КНР в Южно-Китайском море.

Да, это вызовы миропорядку 1990-х, как его описывали Клинтон-муж и Буш-сын, но это не холодная война.

Чтобы её устроить, США потребуются значительные усилия. Госдолг США со времен Никсона возрос на несколько триллионов долларов. И главным кредитором США сегодня является Китай. Россия - в десятке кредиторов. В пятерку входит и Саудовская Аравия - совсем не либеральная страна…

Дабы началась «холодная война 2.0», Вашингтону (в лице вполне определенного соискателя на место президента) придется или уговорить (что вряд ли), или снова, как в 1940-50-е, финансово мотивировать Европу. А еще - дополнительно Азию в лице Южной Кореи, Японии и проч.

Одним словом, им придется потратить очень много денег, будучи в долгах. 20 трлн. долларов - не шутка.

Для нас новая холодая война тоже не будет легкой прогулкой. Нас, увы, довольно легко финансово и технологически изолировать. Были бы мы как Иран - который развивал внутренний рынок, технологии и малый бизнес, будучи под санкциями, - другое дело. Но мы лишь требовали возврата нас в глобальную среду и поэтому подавляли предпринимательскую инициативу наших людей.

Стоит нам отказаться от советов наших доморощенных глобалистов и их спонсоров, начать развивать собственную экономику, основанную на доверии к русскому человеку, и мы совершенно точно не окажемся в положении СССР середины-конца 1980-х, проигравшему в холодной войне

Мои молитвы - с нашими воинами в Сирии, с нашими учеными и инженерами. Но они также с теми, кто каждый день, невзирая на наезды налоговой, полиции и прокуратуры, все еще работают в российской экономике.

Они также с учителями и врачами, которые заслуживают новой экономической модели. Они с фермерами, которым надо просто не мешать…

Слушайте, я не хочу новой холодной войны, но у нас есть шанс ее выиграть в варианте 2.0. Возможно, даже до ее начала…

Иллюстрация: Плакат Б. Ефимова и Н. Долгорукова «Силы мира непобедимы!» (1950)

Оригинал статьи

США, Дробницкий, Россия

Previous post Next post
Up