На самом деле я вернулась в воскресенье. И счастливей Улисса не было в целом свете, ведь я вернулась не куда-нибудь, а домой. И в целом благополучно. Я сейчас буду писать обидные вещи про Россию, но это не руссофобия и не менталитет зажравшегося мигранта, а острая душевная боль. Знаете, какое чувство можно назвать ключевым в этой моей первой за три года без малого поездке? Жалость. И это отнюдь не хорошо. Хотелось бы радость испытывать, гордость, нежность к родным березкам (в моем случае, степным былинкам, берёзки у нас без усиленного полива не растут), а мне всех и все было нестерпимо жалко до слез. Волгоград стал за эти три года ещё хуже, ещё депрессивнее, ещё беднее: по пыльным улицам ходит ещё меньше людей, в парке горит ещё меньше фонарей, краска в подъезде выглядит ещё более копеечной. Выть хочется. Я даже фотографию сделала за всю неделю только одну - в понедельник, еле живая от недосыпа, поехала к парикмахеру в здание суда и, пока ждала её, любовалась мозаикой. Советские мозаики теперь - неожиданные островки красоты в море серости. Кто бы мог подумать?
Мне вообще в России только аэропорты понравились. Особенно терминал В в Шереметьево с автоматическим поездом и лежаками, где я ждала своего рейса в 3 ночи и где рядом храпели узбеки-работники аэропорта, которым, кажется, больше некуда идти. То есть это мне не понравилось как раз, но лежаки настолько удобные, что вот даже люди живут. Вообще SVO - большой прекрасный улей. И как же здорово, что, прилетев внутренним рейсом, можно сразу пройти границу и досмотр и ехать в отдельном вагончике сразу в терминал международных вылетов. Мне этого раньше ужасно не хватало. Про пограничников и их странные вопросы гражданам РФ про цель выезда за границу я уже писала на Facebook и получила в комментариях массу прекрасных (сарказм) историй. Почему они все-таки столь не приветливые к своим? Мне есть, с чем сравнить, и польские пограничники, прохождение которых занимает от силы 30 секунд вместе с пожеланием miłego dnia, - это небо и земля. А в РФ каждый раз одно и то же бесконечное угрюмое лицо за стеклом. Самим не надоело, в каждом преступника видеть?
Волгоградский аэропорт VOG, в простонародье именуемый #Лететле, который реконструировали к чемпионату, маленький, но милый, с классными рисунками на стенах, новыми кафешками, нормальными багажными лентами, стойками самостоятельной регистрации. Мне он очень понравился. Единственное, ВПП не видно из зоны вылетов. Там если стоять, прижавшись к стеклу, и смотреть в бескрайнюю плоскую степь, просто оторопь берет. Бесконечность как она есть. Тоска тоже берет, но ты там вроде из Волгограда улетаешь, не солидно тосковать.
Прежде всего, жалко мне стало дом, в котором я выросла. Вот он вроде не советских времён, а так поизносился, почтовые ящики выломаны, на стенах краска убогая, везде поломанные перила и оббитые углы. Я не понимаю, как можно так жить. Люди там платят что-то администрации, а в результате получают это и всем нормально. Единственное, за три года деревья во дворе подросли. Это плюс.
Асфальт в центре такой, что постоянно кто-то падает. Мы с мамой лично старушку поднимали, которая там растянулась. Я свою почти слепую родственницу вела на троллейбус и поражалась, как она вообще не боится одна по городу ходить: везде ямы, колдобины, вечный ремонт. И волгоградцы говорят: это у нас ещё лучше к чемпионату стало! А мне хочется плакать, потому что три года назад было немного, но лучше. Теперь табло поставили, остановки кое-где, автобусы вместо маршруток пустили, а я по морозу кругами ходила рядом с домом и так и не нашла, где сесть на автобус, так как остановки поставили только по маршрутам передвижения болельщиков. В остальных местах нужно ориентироваться на скопления людей и для верности "брать языка". Трамвайчики мои любимые, Татры, пыльные ходят и блеклые, никто ими не занимается. В Праге тоже до сих пор Татры бегают, но там из них конфетку делают. В Кракове полно пятидесятилетних венских "аквариумов", и все они хорошо выглядят. А волгоградские красно-жёлтые рогатые, о которых я
Столько сказок написала и стихов, такие жалкие. И кондукторы внутри замёрзшие и нахохлившиеся, как воробушки.
И в семье стабильно - жалость. Ездила к бабушке в Волжский, а у неё такая бедность в квартире. Ничего с моего детства не меняется, хотя у неё собирается каждое воскресенье костёльная община, и где глаза ксёндза?! Или он предпочитает не замечать, в каких условиях она живёт? Я отвезла ей денег, а она в слёзы, что ей нечем меня одарить. Это разве справедливо, когда человек работает всю жизнь, а потом с пенсии не может вызвать сантехника кран заменить? Тяжело это все ужасно - видеть, как родственники стареют, изнашиваются, из бодрых и весёлых становятся тоже жалкими и пришибленными жизнью. Кошмар. А если что случится, так никаких домов престарелых с хорошим уходом. Я насмотрелась на разные примеры и теперь просто не знаю, что делать в подобных ситуациях. Моя подруга два года не работает - сидит с бабушкой.
В университете туалеты, как были во время моей учебы. Из позитивных изменений только русско-китайское отделение, которое, по слухам, существует последний год, дохлый вай-фай и иностранные студенты. Даже картины студентов перед ректорским кабинетом висят те же, что и пять-шесть лет назад. Я их прекрасно помню. Неужели студенты да это время ничего не нарисовали нового? Вот и Волгоград весь - застывший в янтаре жук: когда солнце светит, ещё более-менее радостно смотреть, но, по сути, время тут остановилось. Я в своё время написала в повести "Призрак", что в Городе, застрявшем в безвременьи и окружённом туманом, очень быстро постарели вещи. Вот это оно самое. Все просто постарело. Мне даже трудно поверить, что летом тут был чемпионат, о нем только унылые плакаты с Забивакой напоминают. Такое ощущение, что чемпионат был лет 20 назад и все его до сих пор вспоминают, как единственное важное событие. Серьёзно, ну стадион построили, ну табло на остановках поставили, ну аэропорт сделали. Ну и все.
Мне было страшно тяжело всю неделю. У меня как будто украли солнечное волгоградское детство-лето и заменили на ноябрьскую блеклую картинку. Более того, мне теперь Седльце больше не кажется чем-то запредельно ужасным. Я сюда возвращалась с радостью. Тут есть красивые места, тут есть любимая работа, тут инвалидам комфортно передвигаться по улицам, тут новый дом с красивым эргономичным подъездом, тут на поезде можно в два счета доехать куда угодно, тут даже есть стабильный прирост населения. Очень тяжело это признавать, но тут лучше. И это ужасно обидно, до слез просто...
Как-то я про саму поездку ничего не написала: на про лекцию, ни про конференцию, ни про разницу во времени и её последствия для моего организма. Будет под замком, наверное.