Эта история попадалась мне на глаза несколько раз по разным поводам, и со временем я всё-таки решил её прочесть. До этого смотрел фильм, который, как обычно, не передаёт... Напоминаю,
Анна Франк это девочка, скрывавшаяся со своей семьёй (в компании ещё одной семьи и одного человека, всего 8 человек) в Амстердаме в здании фирмы, где раньше работал её отец, с лета 1942 по лето 1944 от фашистского преследования евреев. На протяжении двух лет они не выходили из этого здания, названного Анной в своём дневнике «Убежищем», вплоть до того момента, когда фашисты не обнаружили их. Дальнейшая история довольно грустна: из восьми человек 45-ый год пережил только один, отец Анны, Отто Франк (он прожил до 80-х). Книга создана по материалам дневника, который вела Анна в Убежище, благодаря тому что Отто Франк решил исполнить волю Анны, желавшей издать этот дневник.
Впечатление двоякое. С художественной точки зрения книга, конечно, не слишком сильная, но этого и следовало ожидать, если учесть, кто автор книги. Тут же хочу заметить, что и сам эпистолярный жанр весьма специфическая штука, не могу назвать себя очень искушенным в нём. В общем я, к примеру, начал основательно буксовать где-то во второй половине книге, когда большое место стало отводиться сюжету увлечения Анны Петером (младшим представителем второго семейства, скрывавшегося в Убежище): эта мелодраматическая история довольно обыденна и такого сорта сюжеты сочнее и интереснее описаны в художественной литературе. Ну или в письмах, сочинённых графом Толстым для затравки «Войны и мира».
Однако ясно, что всякий, кто берётся за эту книгу, не ожидает найти там высот литературного таланта. По существу же, наблюдения четырнадцатилетней девочки в этих нечеловеческих условиях порой просто потрясают - собственно об этом я и хотел сказать. Что пробрало меня больше всего. Прежде всего, это ощущение вины перед евреями, оставшимися по ту сторону стен Убежища. Поразительно, как ребёнок переживает это чувство вины перед всеми, кого ежедневно хватают, допрашивают, обвиняют и депортируют, перед всеми, кто не нашёл своего Убежища. Эта мысль возникает в сознании девочки несколько раз на протяжении дневника и каждый раз такой разговор пробирает чуть ли не до костей.
Второе - это осознание Анны того, как смещаются все мыслимые ценностные ориентиры у взрослых, когда они попадают в ад войны (пусть даже не сталкиваясь с военными действиями непосредственно). Здесь показательно отношение голландцев и жителей некоторых других окупированных территорий к странам, продолжающим сопротивление, странам, которые одни воплощают надежду на освобождение от оккупации, в частности, к Англии. Обитатели Убежища вслед за многими своими согражданами (судя по радиопередачам, которые играют важную роль в жизни Убежища, разбавляя повседневные «концентрированно бытовые» хлопоты) просто-таки находятся в претензии к англичанам за то что те «не несутся со всех ног» освобождать Голландию. Анна отчётливо рефлектирует нелепость такого рода претензий.
Наконец, любопытно, что тема антисемитизма со стороны «нормальных людей» (не фашистов, «реализующих» его по долгу службы) возникает в книге (если не ошибаюсь) всего один раз. Девочка умно, по-взрослому рассудительно комментирует сообщение по радио о вспышках антисемитизма среди голландцев, добавляя к своему комментарию долю, как говорится, «личностного момента», но делает это в высшей степени умеренно.
В качестве виньетки вы получаете взгляд ребёнка на все несуразности и глупости, присутствующие во «взрослой» жизни - они очень ярко проявляются, повторюсь, в бытовой ситуации, сложившейся в этом замкнутом пространстве, которое вынуждены делить две семьи и один пожилой зубной врач. Главная находка этой линии, мне кажется, в том, насколько дети (Анна и, в меньшей степени, Петер) хорошо видят недостатки взрослых и, как это ни забавно, сами воспроизводят их, тем самым сближаясь с ними, а значит, попросту, взрослея.
Вердикт таков. Книга не является шедевром или даже классикой мировой литературы, но если вы возьмётесь за неё, то найдёте там то, чего не нашли бы ни в одном другом месте. Я гарантирую это.