Oct 26, 2013 17:48
Любезные подведомственные мне народы!
Вступая в управление вами, я клянусь посвятить себя постоянной заботливости и попечению о благоустройстве вашем. Будучи одноземец ваш и зная хорошо все ваши народные обычаи, я нахожу их не соответствующими духу настоящего времени, очевидно, вас самих обременительных и разоряющими домашнее благосостояние, так же поддерживающими вражду вместо доброго и Богом любимого согласия, как самого основного начала благоденствия народов, верующих единому Богу. Предположив к благу вашему сделать изменения в народных обычаях, до ныне существующих, я лично выставлял вам их нелепость и зло, происходящее от исполнения их: всякое кровомщение , происходящее в следствии различных случаев, рождает постоянный раздор и ссоры, передаваемая месть потомству, через что не только дети, но и внуки и правнуки безотчетно проливали кровь. Æта самоуправная расправа между враждующими сторонами, была неизбежна только во времена безначалия, глубокого невежества, хищничества, и производилась по праву сильного, по праву войны, предоставлялась каждому свободному человеку, и встречала препятствие только в силе оружия противника. Человек, причинивший другому равному себе, какой-либо вред, подвергался возмездию от силы оружия противника, но не имел судьи, пред которым бы он должен был стать как ответчик, а считал себя вправе, не подвергаясь обвинению в незаконности, поддерживать свое насилие оружием пока не был вынужден для собственного спокойствия примириться с противником. При таком порядке вещей, все лица, принадлежащие к одной фамилии, обязаны были, по народным обычаям оказывать между собой взаимную защиту мстить оружием за смерть, за оскорбление чести, нарушение права личной неприкосновенности и собственности. От чего кровомщения не имели границ, уничтожали целые фамилии, и æта беспредельная месть, как чума, препятствовала развитию всякой гражданственности и благоустройства в народе. Во избежание æтого зла, отныне всякое убийство как умышленное так и не умышленное вы , при всеобщем народном сборе, нашли необходимым и полезным без междоусобной мести подвергать законному расследованию и если окажется, что убийство совершенно с явным намерением, то виновный будет наказываться по определению русских законов, равных для сильного и слабого, неумышленное же убийство предоставить разбирательству народного суда, а кровомщение строжайше воспрещается, подвергая наказанию как убийцу так и принимавших в æтом участие.
Вы убедились в нелепости и безмыслии разных народных клятв на могилах покойниках, убивать кошек и собак, что введено во времена глубокого невежества и сохранилось по ныне в народе.
Предки ваши, установившие обычаи брать калым за дочерей от их женихов, имели ту благую цель, чтобы часть калыма æтого была употреблена на наряд невесты, а остальная часть должна остаться в полном ее распоряжении, но последователи установивших æто правило, употребили его во зло, так, что отец дочерей, выдаваемых за муж берет за них условленную плату в свою пользу, нисколько не заботясь о будущем их счастья, от чего и произошло, что некоторые мужья, к их стыду смотрят на жену свою как на купленную и таковая женщина, видя свое стесненное положение, грустит и забывает чувства благодарности к родителям ее.
Лаская детей при посторонних лицах считается у вас предосудительным, подобного нелепого обычая никогда ни в одном просвещенном народе не существовало и æто против религиозных чувств,а потому ласкать детей как в присутствии посторонних, так и при родственниках не только не должно быть предосудительным, но напротив того ласкать есть священная обязанность родителей, и каждый из вас в æтом убежден, но несмотря на то, вы его не соблюдаете, боясь упрека за нарушение древних обычаев, от æтого же происходит скрытность и не благодарность сыновей к родителям.
Из всех народных праздников ваших ясно видно, что предки ваши исповедовали Христианскую религию в полном ее значении, но, к сожалению не имея письмен, священников и церквей, народ собирался на условном месте молиться Богу и потом впавши в суеверие, подделали себе особо покровительствующих божеств и до сих пор не зная закона Божия творить себе закон, который очевидно очень вредный каждому из вас. Вы по милости правительства пекущегося об осетинах с особым участием ныне имеете почти во всех аулах мулл и мечети, священников и церкви, но все таки не оставляете поклоняться мнимо покровительствующему божеству, т.е. бездушным истуканам принося им каждый год значительные жертвы, тогда как идолы æти, по своей ничтожности, заслуживают одного лишь презрения. Вы убедились в том, что вам будет грешно и стыдно передать потомству своему такие нелепые и вредные религиозные понятия и согласились уничтожить их, обещали молиться Создателю всего мира, единому Всемогущему Богу: христиане в церквях, магометане в мечетях, отвергнув всякое суеверие и наставление жрецов.
Прискорбно смотреть на тот варварский обычай, перешедший к вам от языческих народов, что жены после смерти мужей при похоронах бьют себя в лицо, уродуют лицо царапинами и снимают с себя волосы. Вы убеждены, что æто делается единственно из подражания обычаю и согласились со мной, чтобы отныне навсегда искоренить æтот обычай, предоставив женщинам изъявлять скорбь свою одними слезами.
Рассуждая со мной об обычаях ваших, вы признали так же вредным, что к родным покойника, в первых днях смерти приезжают женщины как родственницы, так знакомые и незнакомые поплакать. Число женщин прибывающих каждый день от 25 до 50. Æта тягостная и ни с чем не сообразная церемония, продолжается не менее 10 суток, хотя подобное посещение делают в видах успокоить родных, но в противности æтого каждый из вас убедился и отныне положили, чтобы на похороны приезжали с других аулов родная мать, дочь и сестра умершего с пятью женщинами, которых они пожелают взять с собой. С убеждением моим вы согласились, что сооружение памятников на поле, в честь умерших, есть только лишняя издержка, не приносящая ни умершему, ни родным его, ни какой пользы и чести, ибо самый лучший памятник, для покойных родных наших есть воспоминание в душе и при молитвах наших, а при достатке не забывать нищих, подавая им милостыню, которые бы в молитвах своих просили бы Всевышнего о спасении души умершего.
Памятники же на поле воздвигаются только тем умершим, которые при жизни своей пользовались общим уважением и любовью народа, или покрыли себя славою в войнах с неприятелем, имели чины и ордены. Таковые памятники служат воспоминанием для потомства и сооружать их можно только по общему приговору народа, в æтом случае они имеют свою важность и свидетельствуют общую признательность к памяти умершего.
Я выставлял вам на вид совершенное ваше разорение и бедствие целого народа причиняемая поминками по умершим и вы со мною согласились, что душа умершего человека от таковых поминок не приобретает спасения, а между тем, остающиеся в живых, родственники разоряются до крайности. Ибо по моему исчислению , таковые обходятся в год каждому боле 2-х тыс. руб. сер. И если на несчастье в котором семействе умрет несколько душ в год, то самые зажиточные люди беднеют, а бедные приходят до крайнего разорения и отчаяния. А чтобы подержать свое существование придаются воровству и общепорочной жизни. Ибо все то, что могло служить обеспечением целого семейства и перейти наследникам- поминками уничтожаются в один день. Здесь я нахожу необходимым заметить как неоспоримое доказательство, что правительство, желая вывести из нищеты и поставить в состояние цивилизованных народов, пользующихся всяким довольством от промышленности и торговли. В 1846 году предоставило в пользу целого общество вашего, перевозку провианта из складочных пунктов по магазинам, от Малки, Терека по Военно-Грузинской дороги до Кобии и на Сунженской линии расположенным, утверждая ежегодно выгодную провозную плату, так, что многие посторонние промышленники, хотя и предательство имея ввиду улучшить ваше благосостояние отвергло даже предлагаемые выгоды казны. Провозная же сумма с 1846 по 1858 года простирается до ½ миллиона руб. сер. Весь æтот капитал остался в ваших руках и вы могли бы быть в самом цветущем состоянии, между тем видна одна только нищета. После сего спрашивается, куда все æто девалось?
Ответ ясный и верный- употреблено на ваши безумные поминки, приношения жертв идолам, постройки памятников умершим и другие безумные расходы. Теперь же когда вы убедились в æтом и согласились оставить ваши поминки, вы не далее как через два-три года сами увидите значительное улучшение домашнего быта.
Кроме всего вышеизложенного вы обещали мне усердно заняться хлебопашеством: посевом ржи, овса, ячменя, гречихи, проса и пшеницы, а также садоводством и скотоводством. Моя же непременная обязанность будет трудится, чтобы дать вам случай к выгодному сбыту ваших домашних произведений.
Само собой разумеется, что дальнейшее потомство, процветая в удовольствиях и согласии народном, будет вспоминать вас, предков своих с чувством признательности, как первых оставивших прошедшее, постыдное, вредное и грубое невежество. Заключающееся в выше описанных обычаях переходивших от одного поколения к другому, как заразная болезнь.
Хотя я не сомневаюсь в исполнении ваших обещаний, но чтобы они остались священными и для дальнейшего вашего потомства, вы должны подписать изменяемые теперь народные обычаи, которые за подписью вашею и утверждением начальства, храниться будут как документы по æкземляру в моем управлении, у каждого пристава и во всяком ауле у старшины. В обязанность которого постановляется строго наблюдать за исполнением æтого нового порядка. О нарушителях обязан доносить своему начальству для взыскания с виновных определенного вами на первый раз штрафа 100 руб. сер. Исключая из æтого убийство и кровомщение, которые будут наказываться по законам.
Начальник Военно-Осетинского округа полковник Мусса Кундухов
Доверенные лица обществ:
Тагаурского:Полковник Есенов, майор Идрис Кундухов, капитан Ельзаруко Кануков, капитан Гака Кусов, капитан Бада Кадиев, штаб-ротмистр Заурбек Дударов, поручик Халаурза Альбеков, подпоручик Беслан Тулатов, юнкер Дого Мельзихов.
Куртатинского:Штабс-капитан Ахмет Цаликов, поручик Бат Герей Тизиев(Тезиев), юнкер Гиса Гусов.
Алагирского:Юнкер Æльжаруко Макаев, юнкер Борезк Адирхоев(Адырхаев), юнкер Каспулат Кулаев.
Дигорского:Подполковник Еналук Кубатиев, майор Аслан Коротхаев, ротмистр Аслан Герей Туганов, штабс-капитан Хаджи Абисалов, штабс-капитан Зирда Цокоев, штабс-капитан Джигда Жаугоев, подпоручик Цопан Карабугаев, подпоручик Навал Гобиев(Гобеев), подпоручик Бача Дзирехов(Цирихов).
Члены народного суда:Капитан Петр Жукаев, капитан Умар Кубатиев, штабс-капитан Тимурко Дударов, поручик Барсети Таханов, подпоручик Темурко Бзоров(Бзаров), подпоручик Джанчера Бекбузаров, прапорщик Хавчуко Цокиев, прапорщик Мусса Мурбабеков, юнкер Дудар Доцоев, юнкер Брек Корноев(Корнаев), юнкер Петр Хотангуров, юнкер Базуркл Хумпиев
Источник: ЦГА РСО-А