Живя в Праге с ее превосходной транспортной системой, я несколько лет удовлетворялся для своих разъездов общественным транспортом и велосипедом, однако в последнее время мне стало не хватать чего-то более резвого. Сопоставив возможные варианты со своими потребностями, я неожиданно для самого себя пришел к выводу, что четырех колес мне многовато, а вот два будет в самый раз, и приобрел себе вот это изделие:
Попривыкнув к нему в ближних поездках (например,
в Йиглаву), в начале лета я решил выбраться куда-нибудь подальше. В первом дальнем заезде я направился на запад. Из всех дружеских, деловых и родственных встреч составился маршрут Прага - Харлем - Амстердам - Харлем - Утрехт - Дортмунд - Кёльн - Прага. Байк вел себя превосходно. Конечно, F650 - далеко не самая скоростная модель, его оптимальная скорость на хорошей дороге - 110-120 км/ч. Выше 130 начинает портиться аэродинамика - начинает резко трепать одежду завихрениями воздуха, а расход бензина возрастает на 25-30%. Впрочем, разогнаться до 160 при обгоне все равно не составляет труда.
Опробовав аппарат на идеальных западноевропейских дорогах, я решил направиться туда, куда на самолете меня все равно не пускают - в Петербург, а заодно и посмотреть, насколько близко мне удастся приблизиться к почетному байкерскому нормативу под названием «Железная Жопа» - 1610 км (1000 миль) за 24 часа. Проложенный по карте маршрут представлялся вполне удобным, проходя по международным трассам Е67, Е262 и Е95.
С выездом я несколько задержался, и вместо намеченных 11-12 часов выехал из Праги только в шестом часу вечера. С тремя загруженными кофрами байк по-прежнему шел ровно, лишь проявляя чуть большую склонность к вставанию «на козла» при резком трогании с места. Ехать я решил до упора. Уже глубокой ночью, где-то между Варшавой и Белостоком, захотелось спать так резко, что я не стал заморачиваться поисками цивилизованного ночлега, а просто свернул с шоссе в лес и прекрасно отоспался на природе под деревом, благо коврик и спальник были у меня с собой. Встав в десятом часу утра и подкрепившись своими дорожными припасами, я продолжил путь в сторону Литвы. Сюрпризы начались после Каунаса - двухполосная трасса Е262, поначалу средней степени ухоженности, постепенно начала ухудшаться. Сначала появились заплатки на асфальте, потом их стало все больше и больше, а на подъезде к Зарасаю внезапно началось нечто, условно называемое ремонтом. Одна из двух полос была полностью срыта, на второй оставались какие-то ошметки асфальта вперемежку с землей, примерно как если бы дорогу смыло потопом. Перед всем этим одиноко стоял временный светофор, поочередно пропускающий встречные потоки движения. Впрочем, на мотоцикле по всему этому безобразию ехать было не в пример удобнее, чем на легковушке и тем более на фуре (которых на дороге тоже было порядочно). Когда через пару километров снова начался асфальт средней паршивости, я приободрился было, но не прошло и пяти минут, как впереди показался еще один такой же светофор. Всего таких участков вокруг Зарасая набралось штук 6-8, почти до самой латвийской границы, на всех - ни людей, ни техники. Мой дальнейший путь пролегал через Латгалию - этническую провинцию на востоке Латвии со столицей в Даугавпилсе. Сам Даугавпилс и другие города, через которые я проезжал, напомнили мне не столько сегодняшнюю Европу, сколько СССР 30-40-летней давности. Во многом это, конечно, приметы бедности - особенно здания, в основном стоящие с советских времен, и нехватка асфальта в стороне от основных проезжих дорог, но с другой стороны, некоторые из этих черт только радуют - например, обилие детских спортплощадок и вообще явно заметное внимание к развитию спорта.
На российскую границу я прибыл ранним вечером. Изучив документы (мои и мотоцикла), таможенница объявила, что не может впустить меня в Россию без внесения залога, поскольку по действующим правилам я считаюсь жителем России, а мотоцикл зарегистрирован в Чехии. Залог можно было заплатить прямо на границе в кассу таможни, но пришлось бы ждать 3-4 дня, пока деньги окажутся на счету таможенного управления! Другой вариант - оставить мотоцикл на границе и ехать на перекладных в Псков, чтобы заплатить непосредственно в управлении. Впрочем, отметила таможенница, на разных таможенных постах степень строгости различная, и на другом посту меня могут и пропустить. Я решил ехать на таможенный пост поближе к Пскову - если меня там тоже не пропустят, то я хотя бы смогу быстро съездить в Псков и обратно.
Путь к следующему пограничному переходу пролегал по мелким местным дорогам через Алуксне и маленький кусочек Эстонии, а мой телефон, служащий мне навигатором, как назло разрядился почти полностью. Пришлось включать GPS на пару минут, запоминать порядок поворотов на ближайших трех-четырех перекрестках, проезжать 20-30 километров, потом повторять то же самое снова. Встречных машин не было совсем, можно было ехать с дальним светом, но все равно довелось испытать несколько неприятных моментов, когда на отдельных участках асфальта вдруг появлялась россыпь гравия. К пограничному переходу Лухамаа-Шумилкино я подъехал уже глубокой ночью. Ситуация с залогом повторилась и тут, и с наступлением утра я оставил байк на стоянке по эстонскую сторону границы, а сам направился на попутке в Псков. Сначала в одном из офисов таможни мне рассчитали сумму залога - около 13000 рублей, потом пришлось ехать в другую часть города и платить эти деньги в кассу. Однако, как меня предупредили, в тот же день меня все равно не впустили бы, и, поразмыслив, я решил не искать гостиницу, а сел на автобус и уже в середине дня был в Петербурге. Отмокнув в ванне и переночевав дома, ранним утром я направился обратно в Псков. Оставалось проехать еще 60 км до границы. До Изборска я доехал на рейсовом автобусе, дальше пришлось голосовать. Ждать долго не потребовалось - уже через несколько минут передо мной остановился вольвовский внедорожник с рыжебородым парнем за рулем. Открыв дверь, он сразу же осведомился:
- Как звать?
- Антон.
- А меня - Кронид. Садись.
Я на момент удивился такому началу разговора, но по одежде тут же понял, что передо мной представитель младшего православного духовенства. Впрочем, еще через пару минут выяснилось, что мой собеседник - еще и байкер, раньше катавшийся на FJR1300, а ныне - на Ducati Monster. Кронид высадил меня на последнем повороте дороги на Шумилкино. На оставшиеся несколько километров меня еще через несколько минут подобрал дальнобойщик, направлявшийся в Латвию. На таможне, однако, все было по-прежнему - мои документы еще не пришли. Не пришли они и к вечеру. Я снова пересек границу и заночевал в Эстонии в прекрасной комфортабельной гостинице, устроенной на близлежащей ферме в поселке Миссо. Вернувшись на таможню наутро, я получил очередной сюрприз: оказалось, что другой отдел таможни пересчитал сумму залога, и заплатить мне нужно было не 13000, а 30000 с хвостиком рублей! Пришлось снова торопиться в Псков и доплачивать. Только часам к шести вечера я, наконец, вызволил мотоцикл из цепких лап таможенников и направился в Петербург. Российские дороги приятно удивили резко выросшей за последние годы культурой вождения - на двухполосных шоссе автомобилисты даже прижимались к правому краю, чтобы пропустить меня вперед!
Четыре недели спустя, наобщавшись со всеми, кого давно не видел, я направился в обратный путь. На этот раз я не стал рвать сразу вперед до предела, а заночевал на даче у друзей в 100 км от Петербурга, потом заехал в Псков на таможню за подробной консультацией по оформлению документов для возврата залога, и только после этого отправился обратно по уже известному маршруту. За остаток дня я пересек всю Латвию и половину Литвы, заночевав неподалеку от Укмерге. Зарасайское бездорожье, кстати, за месяц осталось практически неизменным.
Наутро я решил жать до конца. Впереди были хорошие и уже в некотором смысле знакомые мне дороги, но все-таки на заправке возле Лодзи я ошибся выездом и вместо Вроцлава направился в сторону Ченстоховы. Спохватившись примерно через час, я решил не поворачивать обратно, а вернуться на трассу через Ченстохову - Люблинец - Ополе - Бжег. Однако, выбранная мною автомагистраль оказалась закрытой на ремонт, и пришлось прорываться по ведущим в том же направлении третьестепенным дорогам, проходящим сквозь каждую деревню. Пару часов я на этом, конечно, потерял, зато покатался по чрезвычайно живописным местам польской Силезии. Чешскую границу я пересек уже за полночь, а в Прагу добрался только к четырем утра. Итог лета - почти 7000 км в седле, полная жопа приключений (хоть и не железная) и ни единой неисправности.