Другой коммунизм? - отрывок из книги «Паралельные общества»

Sep 08, 2011 16:17



Завтра, в рамках независимой книжной ярмарки состоится презентация книги «Параллельные общества». Книга является своего рода путеводителям по коммунам и автономным поселениям, начиная с древних Ессеев и кончая контркультурными коммунами современности. Рассматривая историю добровольных сегрегаций автор, выявляет ряд типичных тенденций и проблем преследовавших коммунаров на протяжение веков.

В качестве затравки публикуем одну из глав книги.

ДРУГОЙ КОММУНИЗМ?

Пятьсот  лет  назад  в  захваченном  анабаптистами  городе  Мюнстере, переименованном  ими  в Небесный  Иерусалим,  всем  жителям  было  приказано снять замки с дверей и ворот, а все ключи от этих замков сложить огромной кучей перед ратушей. Из этих ключей новая власть постановила выплавить колокол, который своим голосом возвестит отмену денежного обращения и начало конца света. Теперь любой человек мог открыть любую дверь и остановиться на ночлег в любом доме.  Город отделился от власти Папы и от власти всех королей. Он должен был стать местом возникновения  нового  мира  под  новыми  небесами.  Слова «свое»  и  «чужое»  были  запрещены.  Литейщики отказались  лить  из  ключей  колокол,  потому  что так  вообще-то  не  делается,  получится  какой-то скверный сплав, никуда не годный. Однако их заподозрили в связях с папским престолом, предавшим  Христа,  с  королями,  изменившими  своему долгу,  и  вообще  в  маловерии.  Кого-то  сразу  казнили,  остальные  быстро  согласились.  Расчет  был на чудо. Но новый колокол звучал отвратительно, дребезжал и вместо величия и очищающего души страха  господнего  вызывал  в  этих  самых  душах смех и сомнения в близости суда и правильности революционной  анабаптистской  власти.  В  итоге колокол молча стоял на центральной площади как некое напоминание о приблизившихся последних днях финального суда.

Это  была  одна  из  последних  попыток  создать большую  религиозную  сегрегацию,  автаркийно (то есть на самообеспечении) существующую вопреки «сильным мира сего». Но, учитывая, сколько   мюнстерская   власть   провела   экономически «уравнительных» решений (например, при «перекрещивании» было вычислено, что женщин в городе несколько больше, чем мужчин, и официально были разрешены гаремы, чтобы осчастливить всех  жителей  без  исключения)  и  социальных  запретов  в  пользу  полнейшей  справедливости,  это был  и  один  из  первых  коммунистических  экспериментов  по  созданию  иного  и  нового  общества рядом с «уже обреченной» старой цивилизацией.  Основные ошибки все те же: расчет на скорый конец  света  и  близкое  мировое  преображение,  то есть на глобальную революцию внутри бытия, на изменение  всех  физических  и  природных  законов.

Мюнстерский коммунизм был режимом чрезвычайной ситуации - неустойчивый, временный, не  предназначенный  для  воспроизводства.  Это была  воспитательная  диктатура  последних  времен: пища в общественных едальнях выдавалась всем  желающим  без  расчета  оставшихся  запасов или ближайшего урожая. В этой радикальной сегрегации не было добровольности. Конечно, большинство  жителей  города,  распропагандированные  анабаптистскими  проповедями,  сочувствовали этой версии христианства, однако, никто не спрашивал, готовы ли люди снять замки со своих дверей  и  впускать  в  дом  любого  нуждающегося, как хозяина, нравятся ли женщинам гаремы и легко ли гражданам обходиться совсем без денежных единиц. Коммунизм вводился сверху.  Похожим образом пытались отделиться от католической власти и королевской Европы гуситы и табориты. У них вообще была классическая коммунистическая схема: сначала появляется проповедник и теоретик (ректор университета Ян Гус), идеи  овладевают  массами,  потом,  когда  проповедника  казнили,  возмущенные  последователи создают партизанские отряды и начинают народную  войну.  Из  этих  самых  масс  выдвигается  харизматичный революционный лидер (Ян Жижка), который отделяет «своих» от всего мира и против этого  греховного  мира  объявляет  священную  войну.  После  героической  смерти  лидера  все  разваливается, восстанавливаются прежние отношения, врагам удается экспансия извне. В гуситском Таборе Папу считали антихристом, над «дьявольской»  властью  всех  королей  смеялись,  а  всякое «свое»  имущество,  чтобы  остаться  в  городе,  (или войти в него) гусит должен был сначала признать общим.



Ян Жижка

Read the rest of this entry »

Mirrored from Ультракультура.
Previous post Next post
Up