Нация и украинский кризис

May 17, 2016 12:19

После некоторых размышлений, кажется, могу наконец сформулировать, чем является украинский кризис и чем он НЕ является.

Вкратце: это конфликт между русскими и украинскими национальными интересами. Или, если коротко, между русской и украинской политическими нациями.

А теперь длинно.

Понятие нации доступным языком изложил Богемик. Вот цитата:

Но тут нужно сказать пару слов о том, что же такое нация. Существуют два толкования этого термина. Граница между ними проходит по реке Рейн.

На Запад от Рейна нация - это политическая категория. Лично мне наиболее точным кажется термин договорная нация. Договорными (или политическими) нациями являются французы, бельгийцы, британцы, швейцарцы или американцы. Естественно сложившееся, старое и проверенное понимание термина "нация" - это именно участие в договоре, принятие на себя определённых обязанностей в обмен на получение определённых прав. При этом договор может быть нерасторжим, а договорные обязательства иногда носят чрезвычайный характер (вплоть до самопожертвования, как в приведённых выше примерах). Но это именно договор. Такое понимание уходит корнями во времена, предшествовавшие созданию государств современного типа. Оно существовало уже в ту эпоху, когда, например, итальянцы определяли свою идентичность на основе принадлежности к коммуне или сеньoрии. Тогда в ходу были такие понятия, как венецианская, флорентийская или неаполитанская нация. Права и обязанности граждан того или иного города детально регламентировались городскими властями. В сущности, создание национальных государств и формирование современных наций - это распространение подобной идентичности на более обширные территории.

На Восток от Рейна государства современного типа сложились куда позже. Зато там появилось иное толкование термина нация - природное, племенное, биологическое. Идея рассматривать народ в качестве природно-биологического явления возникла довольно поздно, и у неё есть автор. Это был Иоганн Готфрид Гердер, в конце XVIII века предложивший считать племя продолжением семьи, нацию - продолжением племени, а государство - продолжением нации. Разумеется, теория Гердера возникла в рамках "штурма и натиска" немецких философов, восставших против рационализма Просвещения. Они увидели в нации нe договор, но судьбу. Гердер считал, что нация - первичное природное явление. Он верил в народ и природу, но не верил в человека и договоры. Поэтому его справедливо называют духовным отцом марксизма, фашизма, национал-социализма, пангерманизма и панславизма.

На уровне идей спор о нации идёт и сейчас. Достаточно вспомнить дискуссии на эту тему в ЖЖ. Они являются полным аналогом подобных споров в Центральной и Восточной Европе (насколько я могу судить, на Запад от Рейна предмета для спора нет).

Однако в повседневной жизни спор решён самой жизнью, в том числе силой оружия. Возможно, я сейчас разочарую некоторых весьма уважаемых мной френдов (естественно, они разочаруются во мне, а не в своих идеях. В идеях они разочаруются позже). Но нравится это френдам или нет, трактовка нации как этнической сущности - это трактовка побеждённых. Победители предпочитают считать нацию политической категорией. Существует множество интерпретаций Второй мировой войны. Можно предложить и такую: политическая нация взяла верх над этнической.

Более детально: этнические немцы, входящие в американскую политическую нацию, одолели немцев, трактовавших нацию, как биологическую сущность. Даже сейчас, после массового притока латиноамериканцев, крупнейшей этнической группой в США являются немцы, а тогда их процент был ещё выше. Командующим американскими войсками в Европе во время войны был этнический немец генерал Эйзенхауер (а на Тихом океане - этнический немец адмирал Нимиц).

Как минимум, с 17 века русская нация существует преимущественно как нация политическая, становление которой неразрывно связано со становлением русского государства. Становление русского государства было классическим: захватнические войны и присоединения земель. Становление русской нации - тоже классическим: ассимиляция множества племён и народностей в единую нацию.

Украинская политическая нация возникла в 20-м веке. При этом, её становление является нетипичным: она была выделена своими создателями из единой русской нации, пользуясь фактором ослабления последней. Феномен появления украинской нации неразрывно связан с появлением советской нации, или, "новой исторической общности - советского народа".

На первый взгляд, советская нация похожа на обычную политическую нацию, связанную с Советским Союзом. Но это - только на первый взгляд. Советский Союз создавался как конфедерация государств, вставших на победоносный путь построения коммунизма. Поэтому базисом для советской политической нации стали не конкретные государственные интересы, а коммунистическая идеология, принятая разрозненными и угнетёнными нациями с редуцированными государственными интересами. По сути, "советский народ" - это некая искусственная надстройка над этнонациями. То есть - продолжение тупиковой ветви национального строительства.

Но формируемая под зонтиком "советского народа" из куска России украинская нация тупиковой ветвью совершенно не оказалась. Хотя по форме большевики старались создать украинскую этнонацию, по содержанию она была ближе к политической нации. Тем не менее, работа была проделана огромная: из рук большевиков украинцы получили гигантскую территорию, население, язык, историю, культуру, промышленность, науку, правительство и даже место страны-основательницы ООН (РСФСР, как известно, такой чести не удостоилась).

Важным свойством советской нации стал интересный феномен: советские абсолютно потеряли способность осознавать свои национальные государственные интересы, заменяя их абстракциями в виде "построения коммунизма" и этнонациональными "интересами". В случае "антисоветских" советских, это заменяется на ещё более абсурдную "борьбу с коммунизмом". На советских же "националистов" без слёз глядеть невозможно: это дикари африканского уровня. Поэтому же в российской пропаганде пляшут насчёт "ужасного украинского фашизма", с которым надо всенепременно бороться, забывая про русские интересы. Каковы же они?

Обозначу интересы русской и украинской политических наций. Создание последней есть результат ослабления русской политической нации. Поэтому по мере усиления русской политической нации основным интересом у неё становится возврат своего, несправедливо (по мнению русских) изъятого. Интересом, да не просто интересом, а условием самого существования украинской политической нации является слабость русской нации, в идеале - дальнейший её распад, желательно - вместе с Россией. По мнению украинцев, конечно же.

Объективно, Россия и Украина - крайние антагонисты. Конечно, размежевание возможно, и возможно оно потому, что многим другим субъектам дальнейшее усиление России, а, главное, русской политической нации не нужно. Нужно это усиление только самой России.

Россия, Украина, политота

Previous post Next post
Up