Майдан

Dec 13, 2013 13:30

Что такое Майдан, объяснить невозможно, зато любой, оказавшись там, в минимальный срок понимает, что причастился Истории.
Про духоподъёмность Майдана писали многие, но с удовольствием повторю - "Это не факт. Это хуже факта. Просто всё именно так и есть".


Уже у метро "Вокзальная" мы увидели группу киевлян, раздававших приезжим разного рода распечатанную информацию о Майдане, к которой прилагались самые точные и разумные комментарии от встречавших. Сразу поняли, что нам будут рады - ребята пожелали сняться с нами вместе. Люди с национальными флагами и жёлто-голубыми ленточками попадались повсюду, а на Крещатике они оказались в большинстве. Напряжения в атмосфере не чувствовалось, видимо, из-за полного на тот момент отсутствия милиции, но и на карнавал с шариками тоже не было похоже. Не было обычного для наших митингов и маршей иногда хорошо, иногда плохо скрытого самодовольства - пару часов постою и - домой, с чувством гордости за выполненный перед страной долг. Вторая на тот момент неделя противостояния подходила к концу, и люди успели привыкнуть к такого рода ситуации, когда с площади уходить нельзя, а можно только отлучиться. Так что настроение было привычно-деловое и спокойное - каждый знал, что, зачем и как надо делать. Вообще, два важнейших вывода приведу сразу: украинцев отличала решимость и самоорганизация. Причём, речь не от той спонтанной "удалой" решимости отчаяния, что столь свойственна русским, и благодаря которой сгорел Никита Пряхин или в волнах Волги утонула персидская княжна. Речь о спокойной уверенности в следовании самостоятельно принятому решению. В украинском эта особенность выражается столь любимым мной словосочетанием "дуже впертий"). По сути оба упомянутых качества - две стороны одной медали: первое - ответственность перед собой, второе - ответственность перед товарищами. Детали оставлю, ограничусь декларацией - организация чувствовалась во всём, в той мере, насколько это в принципе возможно для грандиозного скопления большей частью незнакомых друг с другом людей.
Сказать, что нам были рады - ничего не сказать. Майдан разбит на сектора, каждый из которых - малая вотчина той или иной области Украины. Мы этого не знали, и встали с плакатами и значками, не оставлявшими сомнения в нашем гражданстве, среди украинцев Львивщины и Закарпатья - тех самых, кого в России принято считать бандеровцами, что вполне соответствовало действительности.

                                                                             Большие скопления людей подчиняются закону больших чисел - трудно ожидать, что среди 500 000 людей (а в воскресенье на Майдане было, пожалуй, больше) все адекватные и разумные; но за два дня стояния с плакатами реакцию только трёх людей нельзя счесть однозначно положительной, причём первый из них был странным дедушкой, просившим меня рассказать Путину о том, что ему удалось расширить закон сохранения энергии, одна дама выразила вполне справедливое недовольство плакатом, на котором была изображена рука с неприличным в адрес Путина жестом - всё же днём на митинге было немало детей, и лишь третья пожилая тётенька присыдила меня не за форму выражения протеста, а за сам протест; с её точки зрения, поддерживая Майдан, я позорил Россию. Сама она Майдан не поддерживала, была русской гражданкой Украины, а на площадь попала по своим делам - там ведь не только палатки митингующих. Людей же, улыбавшихся нам, махавших нам руками, фотографировавших нас были сотни - и десятки из них подходили, чтобы обнять, пожать руку и сфотографироваться рядом с нами. Я не успевал натянуть перчатку, как приходилось вновь её снимать - так и оказался на многих фото в одной перчатке. Пока мы с Ирой Белачеу стояли с плакатами у Главпочтампта, нам принесли бутербродов, горячий кофе, по паре кусков жареной курицы, а, уже проснувшись утром, я обнаружил в карманах куртки домашний пирожок с яблоками и киевские конфеты в золотой фольге.
Ночлег найти было непросто - в воскресенье ожидался грандиозный митинг, часть народа прибыла заранее и огромные здания мэрии и дома профсоюзов (бывшего когда-то НКВД) не могли вместить всех. Вы видели фото, где мы спим на полу. Оно, однако, нуждается в пояснении. Нам отвели место на втором этаже, подальше от входа, рядом с альковом, то есть там, где среди ночи ходило относительно мало людей, дали нам не только пенки - даже их не хватало на всех - но и тёплое одеяло, а Ире нашли ПОДУШКУ !

                                                                                                                                    Тогда как на первом этаже десятки людей спали, улегшись вдоль стен коридора, вблизи постоянно распахивавшихся входных дверей, дышавших декабрьским ночным морозцем, и дверей туалетов.

                                                                                     Вообще, я впервые лицезрел ситуацию, когда в мужской туалет стояла очередь, а вход в женский был свободен. "Признак революции" - как справедливо заметила Ира. Немало людей также ночевали на мраморных ступенях широченной лестницы, притулившись у мраморных же перил, или положив голову на колени. Вообще картина до боли напоминала старые советские фильмы о Ленине - не хватало разве матросов с маузерами и пулемётными лентами через плечо, кипятящими чай на буржуйке.
Вновь отмечу, что эти "номера люкс" нам обеспечили самые натуральные бандеровцы, в характерных фуражках с козырьком и трезубом. А перед сном, несмотря на наши заверения в сытости, каждому налили по плошке вкуснейшего горячего украинского борща. Вообще, если бы мы там задержались, то уподобились бы волку из известного украинского мультфильма.


Утром тот самый шахтёр с Донбасса, что стоит рядом со мной на фото,

                                                                                  отвёл нас с Ирой на экскурсию в "Зоопарк". Так на Майдане называется местный "Путинг" в поддержку Януковича. Я впервые с дошкольных лет оказался на проправительственном митинге. Для начала замечу, что место "свободного волеизъявления граждан" оцеплено милицией, которая не пускает желающих к оному присоединиться.)) Однако, наш провожатый сумел уболтать офицера, и нас пропустили в загон. Внутри, сразу за оцеплением стояла колонна с голубыми флагами партии регионов - человек 150. Метров через 200, в прилегающем справа переулке обнаружилось ещё человек 300. И, наконец, метрах в ста впереди слева, за ограждением расположился главный оплот проянуковских гражданских сил - тысячи полторы людей со сценой, с которой почему-то звучала русская песня про трёх танкистов, полевыми кухнями, армейскими печками и армейскими же палатками-шатрами с "центральным отоплением"))). Схема "путингов" с основополагающим принципом "как у вас, так у нас" была скопирована довольно точно, и, заслышав, как выступивший по окончании песни украинский русскоязычный "уралвагонзаводовец" с Донбасса обвинил майдановцев в желании нарушить стабильность, я совсем загрустил и потянулся к выходу, Ира и наш гид пошли следом. Но визит оказался бы не столь содержательным, если бы не умение нашего экскурсовода разводить народ на беседу. "Зоопарк" находится на территории парка, с аллеями и заснеженными лавочками, на одной из которых сидели 5 средних лет женщин. Наш провожатый легко завёл с ними беседу, и, узнав, что мы с Ирой из Москвы, они, с одной стороны, проявили любопытство по поводу гостей, с другой, как я полагаю, решили, что нас прислал Путин поддерживать Януковича. Во всяком случае они вскоре разоткровенничались. Одна из них призналась, что их привезли на автобусах за 250 гривен (1000р), а другая сообщила, что мечтает отправить дочку на учёбу в Европу. Я тут же сказал, что она выступает за Евроинтеграцию Украины и предложил ей пойти к нам на Майдан, чем вверг её в ступор, ибо она изумлённо переспросила: "Так вы с Майдана???" И, получив утвердительный ответ, совсем растерялась. Но идти с нами отказалась - иначе, полагаю, её ожидало не только лишение грошей и транспорта домой, но и неприятности по службе. Там же встретили трёх алкашей (есть на фото у Иры),

                                                                                    явно не желавших попасть в объектив. Ушли мы оттуда под звуки советских песен, перемежающихся выступлениями заслуженных швей-мотористок и мастериц машинного доения...Ностальжи, можно так сказать, эпохи сисек-масисек и развитого социализма.
А дальше, почти до самого отъезда был тот самый грандиозный полумиллионный или миллионный митинг на Майдане,

                                                                          о котором рассказывать не стану - изойду от зависти.

                                        Участники обещают, как избавятся от Януковича "писля пидтримати Москву". Ловлю их на слове.)

P.S. Победа Майдана - нокаут для путинского режима, тогда как поражение отбросит нас назад не на годы даже. На десятилетия. И знайте -

Майдан

Previous post Next post
Up