Скифы* (греч. Skythai), общее название основного населения Северного Причерноморья, состоявшего из родственных племён североиранской языковой группы индоевропейской семьи. Скифы были родственны савроматам (сарматам), массагетам и сакам. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с 14 в. до н. э. с территории Поволжья на З. Другие полагают, что основное ядро Скифы вышло из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья. Начало истории Скифы отмечено их войной с киммерийцами, которые были вытеснены Скифы из Северного Причерноморья к 7 в. до н. э., и походами Скифы в Малую Азию...
Т. И. Алексеева "Восточные славяне. Антропология и этническая история"
Скифы. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж).
В контексте антропологии скифов наибольшего внимания заслуживают исследования Козинцев. Сравнительный анализ Козинцев включает исследование 120 краниологических Северной Евразии: 22 скифских (17 степных и 5 лесостепных) и 98 нескифских.
Отталкиваясь от данного исследования А.Г. Козинцев приход к следующим выводам:
«1. Скифы Северного Причерноморья были весьма неоднородны в антропологическом отношении. Наиболее отчетливы различия между степными и лесостепными группами. По всей видимости, эти группы имели разное происхождение.
2. Антропологические данные косвенно подтверждают автохтонность лесостепных скифов.
И для всей этой группировки в целом, и для локальных популяций (в т.ч. для самой ранней - из Медвина) наиболее отчетливы связи с носителями срубной культуры Украины, особенно с погребенными в грунтовых могильниках данной культуры. Заслуживают внимания и белозерские параллели. Своеобразие некоторых лесостепных популяций, не обнаруживающих сколько-нибудь отчетливых связей, может свидетельствовать о существенной роли микроэволюционных (в частности, стохастических) факторов.
3. Связи степных скифов иные. На первом месте - исключительное сходство с окуневцами из Тувы, которое проявляется на всех уровнях и находит соответствие в археологических фактах, свидетельствующих о центрально-азиатском происхождении скифской культуры. Обнаруживается тяготение и к иным тувинским группам. Антропологические связи с “ближним” кочевническим миром (савроматским, сакским) немногочисленны и по своему значению не сопоставимы с “дальними” (центрально-азиатскими) параллелями.
4. Связи степных скифов с носителями срубной культуры, судя по всему, неспецифичны. Они менее отчетливы, чем с носителями более ранних культур бронзового века (ямной и катакомбной) и, видимо, свидетельствуют не столько о местных корнях степных скифов, сколько о принадлежности их предков к индоевропейскому (скорее всего индоиранскому) населению, отдельные группы которого продвинулись в эпоху бронзы далеко на восток, вплоть до Центральной Азии. Обратная миграция их потомков в степи Северного Причерноморья в раннем железном веке, видимо, и была главным фактором в формировании степных скифов (по крайней мере, тех сравнительно поздних групп, что представлены в нашем материале).
5. Гипотеза о сложении степного скифского массива в результате метисации пришлых (центрально-азиатских) и местных групп, ведущих происхождение от населения эпохи бронзы, не подтверждается. Роль местного компонента в
формировании антропологического состава степных скифов остается неясной. Наибольшего внимания заслуживают катакомбные и черногоровские параллели».
В более поздней работе ("Так называемые средиземноморцы Южной Сибири и Казахстана, индоевропейские миграции и происхождение скифов") А. Козинцев отмечает и следующее:
«Рассмотренные данные заставляют пересмотреть традиционное мнение (еще недавно разделявшееся и мною [2000]), согласно которому систематика древних европеоидов сводится в основном к противопоставлению протоевропейцев средиземноморцам. В этой схеме не остается места для северной ветви европеоидной расы - мы о ней попросту забыли. А между тем в древности, как и сейчас, отнюдь не все грацильные европеоиды были южанами. Начавшаяся в южных областях европеоидного ареала грацилизация (возможно, не только спонтанная, но и вызванная притоком людей и/или генов из Средиземноморья) еще в неолите распространилась далеко на север, охватив обширные территории Западной Европы, несомненно затронутые процессом депигментации. Узколицые светлопигментированные люди средне- и североевропейского происхождения сыгралив индоевропейских, в частности индоиранских, миграциях на восток роль, вероятно, не меньшую, чем протоевропейцы, и наверняка бóльшую, чем южные европеоиды. Дальнейшие антропологические исследования помогут уточнить эту роль и тем самым будут способствовать решению междисциплинарной проблемы индоевропейской прародины».
________________
* по данным БСЭ