ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на проведение научно-исследовательской работы
«Исследование отрасли информационно-коммуникационных технологий в Ульяновской области и разработка комплексной стратегии её развития»
Часть 1. Исследование отрасли информационно-коммуникационных технологий в Ульяновской области.
1. Обзор настоящего состояния отрасли информационно-коммуникационных технологий (далее - отрасль ИКТ) в Ульяновской области (далее ИТ-кластер Ульяновской области):
1.1. Исследование масштаба ИТ-кластера Ульяновской области, с получением агрегированных количественных и качественных показателей, а также сравнительных характеристик по категориям организаций и предприятий ИТ-кластера Ульяновской области;
1.2. выбор субъектов Российской Федерации со сложившимися ИТ-кластерами для последующих исследований в рамках НИР;
1.3. интегральная характеристика организаций и предприятий ИТ-кластера Ульяновской области по сравнению со сложившимися ИТ-кластерами субъектов Российской Федерации;
1.4. определение существующего уровня глобальной, федеральной, региональной и местной потребности на продукцию организаций и предприятий ИТ-кластера Ульяновской области по данным 2008-2013 г.г.;
1.5. анализ условий рыночной конкуренции внутри сложившегося ИТ-кластера Ульяновской области;
1.6. определение факторов возникновения конкурентных барьеров, трудовой мобильности и преимуществ, для выхода новых субъектов ИТ-кластера Ульяновской области на мировые, федеральные, региональные и местные рынки отрасли ИКТ;
1.7. исследование сектора «фриланс».
2. Анализ сектора разработки программного обеспечения ИТ-кластера Ульяновской области:
2.1. характеристика основных продуктов организаций и предприятий ИТ-кластера Ульяновской области;
2.2. прогнозирование поведения предприятий ИТ-кластера Ульяновской области в период с 2013 по 2015 г.г. с выделением следующих показателей:
размер и темпы изменения прибыли;
мотивы и цели производственно-сбытовой политики;
текущая стратегия развития.
3. Исследование причин отъезда из Ульяновской области потенциальных специалистов отрасли ИКТ (выпускников и абитуриентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений среднего профессионального образования):
3.1. Проведение репрезентативного выборочного опроса учащихся старших классов образовательных учреждений среднего и среднего профессионального образования Ульяновской области (далее - учащиеся) с целью определения их мотивации, в том числе:
3.1.1. мотивации к профессиональной ориентации в отрасли ИКТ учащихся образовательных учреждений, выпускники которых имеют высокий процент поступления в региональные вузы по специальностям информационных технологий, согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования (далее - специальности ИКТ):
010400 Прикладная математика и информатика.
010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем.
010701 Фундаментальная математика и механика.
090301 Компьютерная безопасность.
190300 Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы.
210700 Инфокоммуникационные технологии и системы.
220100 Системный анализ и управление.
220700 Автоматизация технологических процессов и производств.
231000 Программная инженерия.
230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети.
230400 Информационные системы и технологии.
230700 Прикладная информатика.
3.1.2. мотивации учащихся к профессиональной ориентации в отрасли ИКТ образовательных учреждений, выпускники которых не имеют высокий процент поступления в региональные вузы по специальностям ИКТ;
3.1.3. мотивации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования к получению высшего профессионального образования по специальностям ИКТ.
3.2. Проведение репрезентативного выборочного опроса родителей учащихся с целью определения мотивации детей к получению высшего профессионального образования по специальностям ИКТ.
3.3. Проведение репрезентативного выборочного опроса педагогического состава образовательных учреждений среднего и среднего профессионального образования с целью определения основных проблем преподавания информатики и формирования у учащихся мотивации к получению высшего профессионального образования по специальностям ИКТ.
3.4. Проведение репрезентативного выборочного опроса студентов по специальностям ИКТ вузов Ульяновской области с целью изучения мотивации к работе на предприятиях ИТ-кластера Ульяновской области после завершения обучения.
3.5. Проведение репрезентативного выборочного опроса работодателей предприятий ИТ-кластера Ульяновской области с целью определения недостающих компетенций у выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования Ульяновской области по специальностям ИКТ, в разрезе образовательных учреждений.
3.6. Исследование вопросов организации деятельности по популяризации отрасли ИКТ и образования по специальностям ИКТ на территории Ульяновской области.
3.7. Исследование методов организации образовательными учреждениями высшего профессионального образования Ульяновской области деятельности по работе с учащимися в целях их последующего отбора в качестве абитуриентов.
3.8. Исследование причин возникновения коммуникационных и семантических барьеров взаимодействия между студентами и профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего профессионального образования Ульяновской области.
3.9. Исследование вопросов взаимодействия вузов Ульяновской области с организациями и предприятиями ИТ-кластера Ульяновской области.
3.10. Проведение репрезентативного выборочного опроса профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования Ульяновской области с целью определения основных проблем преподавания специальностей ИКТ и формирования у студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Ульяновской области мотивации применения полученных навыков в работе, с целью определения возможностей усовершенствования методологий и инструментария образования в сфере информационно-коммуникационных технологий, использования современных методик образования.
3.11. Проведение репрезентативного выборочного опроса студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования с целью определения мотивации создания малых инновационных предприятий и «стартапов», как в период обучения, так и после завершения образования.
4. Рекомендации и выводы.
4.1. Определение приоритетных направлений деятельности Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области по развитию ИТ-кластера Ульяновской области.
4.2. Выработка рекомендаций для образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений среднего профессионального образования, образовательных учреждений среднего образования Ульяновской области.
4.3. Выработка рекомендаций для организаций и предприятий ИТ-кластера Ульяновской области.
Часть 2. Разработка стратегии развития ИТ-кластера.
5. Исследование методов организации технических и научных кластеров и механизмов их функционирования на примере не менее двух успешных зарубежных практик. Определение прототипа будущего формата ИТ-кластера.
6. Определение облика центра ИТ-кластера. Выбор формата центра ИТ-кластера из трёх возможных по принципу целесообразности: «компьютерного квартала»; «умного дома»; межвузовского кампуса для студентов компьютерных направлений. (Любой из выбранных форматов должен предполагать достаточное количество производственных площадей для размещения представительств компаний ИТ-кластера и стартапов.) Анализ согласованности выбранного формата проекта по созданию центра ИТ-кластера с предложениями Центра развития умных городов, компании «Ernst & Young Global Limited», по направлению «Инновационное будущее российских городов».
7. Исследование и разработка каналов вывода школьников в структуру высшего профессионального образования по инженерным специальностям отрасли информационно-коммуникационных технологий.
8. Проведение опроса мировых научных деятелей области информационно-коммуникационных технологий с целью исследования существующих барьеров и ограничений на создание на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования международных научных ИТ-лабораторий: финансовые ограничения, экосистемные.
9. Описание облика будущего центра фундаментальной науки в области компьютерных технологий, в том числе в формате международной научной ИТ-лаборатории.
10. Описание оптимальной схемы взаимодействия дополнительного профессионального образования и отрасли информационно-коммуникационных технологий.
Часть 3. Концепция развития ИТ-кластера. Мероприятия развития.
11. Разработка базовых сценариев развития (не менее 3-х), критерии оценки реализации каждого из сценариев и вариативность мероприятий по развитию. Концепция развития ИТ-кластера должна быть представлена в форме программы мероприятий, со сроками, необходимым финансированием, зонами ответственности.
+ исследовать тренды ИКТ
12. Разработка мероприятий по созданию центра ИТ-кластера.
13. В ходе выполнения научно-исследовательской работы «Исследование отрасли информационно-коммуникационных технологий в Ульяновской области и разработка комплексной стратегии её развития» (далее -НИР) разрабатывается проект «Создания центра развития информационно-коммуникационных технологий на территории Ульяновской области».
14. Разработка мероприятий по организации управления ИТ-кластером. В ходе выполнения НИР определяется организационная структура, в которой концентрировались бы как стратегия, так и тактика развития ИТ-кластера.
15. Разработка мероприятий по организации поддержки развития ИТ-кластера. В ходе выполнения НИР определяется форма и процедура стимулирования малых коммерческих инициатив - команд из 2-3 человек, предлагающих проекты, связанные с производством и продвижением уникальных ИТ-продуктов с экспортным потенциалом.
16. Разработка мероприятий по содействию обмену уникального научно-технического и коммерческого опыта.
17. Разрабатывается проект положения о конкурсе грантов на содействие продвижению наиболее успешных проектов, в рамках которого экспертным советом выбираются проекты, имеющие наилучшие шансы на продвижение на международном рынке, включая выделение финансирования для организации производства ИТ-продукта и его дальнейший вывод на международный рынок.
18. Разработка мероприятий по повышению компетентности в области инновационного менеджмента и управления проектами в сфере информационно-коммуникационных технологий. В ходе выполнения НИР разрабатываются программы обучения для участников инновационных ИТ-проектов, по технологическому предпринимательству.
19. Разработка мероприятий по развитию технологической культуры.
20. В ходе выполнения НИР разрабатывается изменение содержания обучения в ведущих образовательных учреждениях высшего профессионального образования, предусматривается максимально активное привлечение к преподаванию специалистов, имеющих широкий практический опыт. Разрабатывается метод обучения в формате исследовательских групп, когда опытный программист-практик из ведущей компании создаёт учебный или учебно-производственный проект, работая во главе студенческой группы.
21. Разработка мероприятий по развитию календаря ИТ-событий Ульяновской области. Разрабатывается план позиционирования Ульяновской области как интеллектуального центра притяжения, города с максимально активной «программистской жизнью», в котором программист имеет максимальные возможности для творческой самореализации. Для этого разрабатывается календарь ИТ-событий Ульяновской области: формата массовых профессионально-корпоративных мероприятий, организаций приезда лидеров глобального рынка разработки и интеграции ИТ-продуктов для чтения публичных лекций.
22. Разработка мероприятий по развитию научной базы для ИТ-кластера. Разрабатывается план создания научного центра ИТ-кластера, который направляет деятельность научных центров на развитие информационных технологий и разработки программного обеспечения. Проект создания научного центра ИТ-кластера разрабатывается как центр образовательных, научных и практических активностей. Рассматриваются лучшие зарубежные практики: не менее двух.
23. Разработка мероприятий по информационному обеспечению программы развития ИТ-кластера. Разрабатывается план для управляющей структуры ИТ-кластера по осуществлению популяризации и публичному освещению развития ИТ-кластера.
24. Выполняется анализ и оценка рисков развития ИТ-кластера.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
(ИНДИКАТОРЫ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ)
Результаты выполнения НИР должны удовлетворять следующим техническим требованиям:
при выполнении п. 1.3. сравнительный анализ ИТ-кластера Ульяновской области должен быть выполнен не менее чем с тремя субъектами Российской Федерации, сходными по социально-экономическому развитию Ульяновской области и тремя субъектами Российской Федерации, опережающими Ульяновскую область по социально-экономическому развитию;
при выполнении п. 2.1. полученный перечень программных продуктов региона должен включать в себя не менее 80% наименований ИТ-продуктов потребительского назначения предприятий ИТ-кластера Ульяновской области;
при выполнении п. 2.3. прогноз поведения предприятий ИТ-кластера Ульяновской области на 2013-2015 гг. должен быть основан на изучении поведенческих стратегий не менее десяти предприятий ИТ-кластера Ульяновской области, дифференцированных по типу и объёму производимых продуктов;
при выполнении п. 3.1 проведение опроса учащихся старших классов с целью определения мотивации должно охватывать не менее 100 учащихся, из не менее чем 5 образовательных учреждений среднего образования Ульяновской области и не менее 100 выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, из не менее чем 3 образовательных учреждений среднего профессионального образования
при выполнении п. 3.2 проведение опроса родителей школьников или лиц, осуществляющих опеку над школьниками, с целью определения мотивации должно охватывать не менее 100 участников - родителей учащихся или лиц, осуществляющих опеку над учащимися;
при выполнении п. 3.3 проведение опроса учителей должно охватывать не менее 50 участников - педагогов информатики в образовательных учреждениях среднего образования и преподавателей информатики в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;
при выполнении п. 3.4 проведение опроса студентов специальностей ИКТ должно охватывать не менее 200 студентов из не менее чем 3 вузов Ульяновской области;
при выполнении п. 3.5 осуществляется опрос, в ходе которого оценивается не менее 45 специалистов, из не менее чем 15 предприятий ИТ-кластера Ульяновской области.
при выполнении п. 6. должен быть обоснован выбор сценария создания центра ИТ-кластера из не менее чем трёх вариантов: «компьютерного квартала»; «умного дома»; межвузовского кампуса для студентов компьютерных направлений;
при выполнении п. 8. проведение опроса учёных с целью исследования существующих барьеров и ограничений на создание международных лабораторий на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования должно охватывать не менее 50 учёных, из них не менее половины зарубежных учёных;
при выполнении п. 11 должны быть представлены не менее 3 сценариев развития ИТ-кластера, одним из результатов выполнения пункта является концепция развития ИТ-кластера в форме программы мероприятий, со сроками, необходимым финансированием, зонами ответственности;
результатом выполнения п.12 должен являться проект создания центра развития ИТ-технологий в форме дорожной карты создания;
результатом выполнения п. 14 должен являться обоснованный выбор организационно-правовой формы центра координации развития ИТ-кластера;
при выполнении п. 15 определяется форма и процедура поддержки малых коммерческих инициатив - команд из 2-3 человек, предлагающих проекты, связанные с производством и продвижением уникальных ИТ-продуктов с экспортным потенциалом. ;
результатом выполнения п. 17 должно являться Положение о конкурсе грантов на содействие продвижению перспективных ИТ- проектов, в том числе обладающих экспортным потенциалом;
результатом выполнения п. 18 являются программы обучения для участников инновационных ИТ-проектов по технологическому предпринимательству, управлению проектами (не менее 2-х программ);
результатом выполнения п. 20 является апробация метода обучения в формате исследовательских групп, когда опытный программист-практик из ведущей компании создаёт учебный или учебно-производственный проект, работая во главе студенческой группы;
результатом выполнения п. 21 является годовой календарь ИТ-событий региона с описанием основных мероприятий;
результатом выполнения п. 22 является проект создания научного центра ИТ-кластера в форме дорожной карты. Проект адаптирует не менее чем две лучшие зарубежные практики;
результатом выполнения п. 23 является план популяризации и публичного освещения развития ИТ-кластера;
результатом выполнения п. 24 является анализ и оценка рисков для развития ИТ-кластера;
прогнозирование по всем пунктам технического задания осуществляется в трёх горизонтах: краткосрочном (до конца 2015 г.), среднесрочном (до 2018 г.), долгосрочном (2020 г);
планирование мероприятий программ и планов по всем пунктам осуществляется в среднесрочной перспективе (до 2018 г.).