Инженерное образование в России находится на перепутье и нуждается в переформатировании: УлГТУ

Sep 16, 2014 17:19

Интервью ИА Regnum: "Инженерное образование в России находится на перепутье и нуждается в переформатировании: проректор УлГТУ Н.Г. Ярушкина", http://regnum.ru/news/fd-volga/1848338.html.


Read more... )

информационные технологии, УлГТУ, Инженерное образование

Leave a comment

Уважаю Надежду Глебовну. Поэтому внимательно прочитал ext_1385656 September 17 2014, 20:11:38 UTC
Уважаю Надежду Глебовну. Поэтому внимательно прочитал интервью и готов оставить пару замечаний здесь.
Главный тезис, который подтверждают комментарии в конце:

"Инженерное образование законсервировано в большинстве отраслей. Новое обязательно должно получать новое имя и новый символ." (предполагается "Инженерный университет")

Одно из самых престижных технических учебных заведений США и мира Массачу́сетский технологи́ческий институ́т (англ. Massachusetts Institute of Technology, MIT) основано в 1861 и с тех пор не меняло название.

УлГТУ сменил уже несколько названий. Вопрос, носит ли смена названия ВУЗа решающий характер и если носит, то в каких случаях? Есть примеры?

Теперь по сути дела

"От технического специалиста узкого профиля через инженера, обладающего навыками управления, к инженеру, умеющему решать системные задачи."

Хороший тезис. Но навыки управления и решение системных задач - это, как правило, прерогатива менеджмента. Если главной функцией инженера станет управление и решение системных задач, то он станет менеджером в первую очередь, а потом уже инженером. Тогда почему предлагается называть университет "инженерным"? Может всё-таки честнее будет "менеджерским"?

Нет, ответят мне, потому что менеджеров у нас и так хватает. Правда системных задач они тоже решать не умеют, но их пруд пруди. Инженеров же - дефицит.

Почему инженеры начнут решать системные задачи, если им включить в программу модули дисциплин типа "теория систем"? Непонятно. Кто их будет преподавать? Преподаватели с кафедры менеджмента?

Очевидно, что идея "Инженерного университета" продиктована "дефицитом инженеров", особенно тех, которые решают системные задачи.
Если взглянуть шире, то можно выяснить, что те системные задачи, которые ставит перед всеми глобальная экономика и глобальная конкуренция - не решаются инженерами, даже если эти инженеры прокачены в плане менеджмента.

Эти системные задачи решаются исключительно в ходе эффективного междисциплинарного взаимодействия, которое должно порождать инновации.

Чтобы решить большую системную проблему нужна организация эффективного диалога инженеров, экономистов, гуманитариев и всех остальных, кто может пригодиться для решения конкретной проблемы, организация их общения на одном общем для них развивающемся языке.

Решающую роль здесь играют именно организаторы такого диалога, специалисты, способные организовать такую коммуникацию. Но это вовсе не значит, что ВУЗ необходимо переименовать в какой-нибудь "коммуникационный".

Адекватным для 21 века выходом будет ориентация не на ту или иную специализацию, пусть даже решающую, а на общую цель, общее дело, которое устроит всех и будет востребованно обществом и это дело - инновации, построение региональной и национальной инновационной систем.

И в этом плане вполне будет понятна конкурентная борьба университетов за статус "инновационный", который бы обязывал университеты не просто перестраивать учебные программы инженеров, но перестраивать весь процесс обучения всех специальностей под нужды региональных и национальных инновационных систем.

И обеспечивался бы такой статус значительным вкладом, конкретными переменами в регионе, инициированными ВУЗом. При этом никакие переименования самого ВУЗа не требовались бы.

Reply


Leave a comment

Up