Промахнулись сегодня поворотом и зашли в
Музей архитектурной и художественной керамики. Так-то музей работает с 2018 года, но я даже не слышала про него раньше (а жаль). Что внутри? Изразцы, керамические фрагменты внешнего и внутреннего убранства зданий - от небольших плакеток до огромных львиных голов - и очень эффектные печи. Кроме старинных изделий есть и работы современных реставраторов. Собственно, сама коллекция частично принадлежит музею истории Петербурга, а частично - строительно-реставрационной компании Паллада. Наверняка в музее очень интересные экскурсии, но даже просто прогулка по залам с чтением этикеток получилась интересная (особенно игра “угадай дату изготовления”).
Можно посмотреть на старинные клейма кирпичей, сравнить печные изразцы из разных регионов дореволюционной России, найти десять различий между дельфтской плиткой и подражаниям ей в XVIII - XXI веке. Печи - настоящие звезды. Больше всего интересных печей можно увидеть в РОСФОТО. Но там все печи в стиле модерн, а в Керамарх я впервые увидела печи в стиле нео-рококо. На одной из них даже воспроизведен фрагмент картины Фрагонара. Не менее удивительным открытием стали переносные “буржуйки” все в прекрасных изразцах. Мне буржуйки всегда казались признаком бедности и неустроенного быта, а эти штучки явно предметы роскоши для дополнительного комфорта. Интересно с точки зрения “керамического контекста” для тех же каминов работы Врубеля (один из них можно посмотреть в детской библиотеке в Доме Бажанова). Неудивительно, что в сувенирном музея продаются миниатюрные копии печей.
В “архитектурных” залах можно узнать, как реставрировали золотых (а на самом деле керамических) львов с Дома кино (в девичестве Сплендид-палас) и увидеть фрагмент фаянсового иконостаса Кузнецовского (Дулевского теперь) завода. Всего их сделали тринадцать и два из них показывают по дороге в Дулево. Внутри действующей церкви это выглядит совершенно иначе, конечно. Что наводит на мысль о том, насколько сложно воспринимать фрагменты архитектуры в музейном зала. Мало того, что мы смотрим на них с другого расстояния (скажем, голова лошади в одной из витрин явно была на высоте не меньше четырех метров), но еще и в отрыве от естественного окружения. Так что посещение некоторых залов превращается в непростое упражнение. Сразу ясно, зачем у изразцов Соборной мечети на фоне изображение самого здания. Мы никогда не видели эти узоры настолько близко (а то и вообще не выделяли из общего узора на фасаде).
Вот здесь можно заглянуть в залы музея перед его открытием:
Click to view