Наконец добралась до выставки в Инженерном доме Петропавловки. В коллекции музея намного больше предметов эпохи модерн, но это точно самая большая их выставка за всё время. Оберегая экспонаты, в залах свет включается только по датчикам движения, и то платьев из довольно большого фонда выставлено всего четыре. А ведь это очень интересно - гардероб не царский или фрейлинский, как у Эрмитажа, а платья горожанок, хотя, конечно, состоятельных. В любом случае, приятно было увидеть вживую роскошный воротник и других героев
каталога "Магия бисера". Но это я тороплюсь, конечно. Костюм и плакат - в последнем зале. До этого столовый и интерьерный фарфор, бесподобный зал света, изразцы, мебель и проекты зданий и интерьеров - малая часть воплощенные и гораздо больше оставшихся на бумаги. А могли бы иметь эдакого Гауди в районе Стрельны. Даже жаль. В зале света стоит задержаться подольше - там настроено поочередное включение ламп в люстрах в виде колокольчиков, кошки с изумрудными глазами (!), бутонов в руках феи и так далее. Пусть модерн властвовал в Петербурге недолго, но концепция направленного освещения, светового зонирования, игры с цветом и формами, пришла через этот стиль (раз уж они так удачно родились примерно в одно время с электрической лампочкой).
Прекрасный мир изысканных мелочей, в котором пусть и ценились ирисы, но только очень культурные, послушно изогнутые по тарелкам или браслетам. Вот так посмотришь, и сразу захочется в музей авангарда. Впрочем, и у Матюшиных имелся вполне буржуазный огромный сервиз с синими цветами, о чем мне теперь доподлинно известно, но про это в следующем посте.
Выставка "Петербургский модерн" открыта до 31 октября 2018 года, посещение стоит подгадать к экскурсии - в будние дни в 13 и 15 часов, в выходные - в 14 часов.
Каталог, как обычно, хорош и заслуживает пристального внимания (цена 800 рублей). В нем есть несколько предметов, которые по тем или иным причинам за последние полгода покинули выставку (платья и обувь в силу строгости режима хранения, пара фарфоровых голубков не вписалась, несмотря на соответствующее происхождение и т.п.).