Dec 25, 2014 00:39
№14 Читала в школе
По школьной программе я читала практически всё, что положено, и толку? Помнится, учителя из других школ ходили толпой смотреть на целый класс, где все прочитали "Преступление и наказание" и могли воспроизвести здоровые куски по памяти. Еще бы, мы чуть полгода его читали. С закладками и таблицами. На все остальное литератор махнул рукой, видимо, решив, что за такое время хоть одно бы произведение нормально изучить. С одной стороны, он, конечно, был прав и вообще прекрасный педагог. С другой стороны, я роман перечитала не так давно, и практически заново. Даже фабула и та как-то криво записалась в память. Потому что ну что могут в этом возрасте люди понимать про милосердие, например.
Вот что меня всегда удивляло: ведь кто-то же сразу после школы идет в филологи и натурально сразу понимает все нюансы прозы Чехова и может его разумно разбирать. А до меня доходит всё, как до жирафа. Огромная ведь разница между тем, что тебе говорят, что какое-то произведение гениально, и тем, когда ты сам понимаешь, что оно же, да, ну просто гениальное же, ну как так можно, ай да Пушкин, ай да сукин сын! Когда я не просто в очередной раз прочитала, а прямо-таки поняла, что да, Офелия - это не дура какая-то, которая непонятно зачем, а очень даже нужный персонаж, это было одно из приятнейших открытий в моей жизни. Если бы я захотела бы когда-нибудь татуировку, то она была бы в честь этого самого события.
Ничего не получилось бы без литературных "вергилиев". Аникст раскрыл мне Шекспира, Лотман - Пушкина, после прочтения книги Ярхо об античной трагедии, я просто влюбилась в трагедии Софокла. После эссе Басинского осмелела и взялась все-таки за Солженицына, после "Литературы советской" Быкова прочитала несколько прекрасных повестей Веры Пановой. После "Низкого жанра" Пьецуха мне захотелось вернуться к книгам школьной программы, а после рецензий Льва Данилкина я перестала бояться немертвых русских писателей. Книги о книгах - очень нужная штука.
В общем, мне кажется, что школьная программа - это то, что нужно сначала прочитать, чтобы получить представление о фабуле и узнавать культурные отсылки, а потом перечитать уже в другом возрасте, чтобы наконец получить удовольствие.
книги,
book-a-day challenge