Коровин в Русском музее

Sep 21, 2011 17:25

В воскресенье с feniks7 и её мужем были в Русском музее на выставке Константина Коровина. До этого я видела только декорации к "Руслану и Людмиле", симпатичные среднерусские пейзажи и несколько портретов. В корпусе Бенуа собрали картины из знаменитых музеев и из крошечных. Мимо каких-то из полотен проходили сотни туристов каждый день, а какие-то тихонько висели в краеведческих музеях или музеях-квартирах и символизировали русскую природу. Собранные же все вместе они производят ошеломляющее впечатление.

1. Кажется, только настроение определяло стиль письма Коровина. Переходя от четких контуров к легкой дымке, от иронии к сентиментальности, можно подумать, что выставка называется "Художники 1900-х". Крымские пейзажи совершенно не похожи на французские или среднерусские. На одной стене гладкий дымчатый парадный портрет господина с гвоздикой в петлице, а на другой - солнечный, грубыми мазками портрет Шаляпина. Он сидит у стола в светлом костюме, и кажется, что в комнате ему все мало: маленький стол, на нем посуда, слишком маленькая для больших рук Шаляпина, маленькое кресло, на котором он устроился будто вопреки конструкции, и даже собственный костюм приоткрывает носки, не в силах охватить певца целиком.


(фото с сайта Русского музея)

Благодаря попыткам мысленно соединить все картины в представление об одном создателе, появляется что-то новое и в картинах других художников. Например, до этого я и не обращала внимания, что кустодиевский потрет Шаляпина не просто яркий и праздничный, но и комичный, что в нем есть свой сюжет. Да чего уж там, я впервые увидела на этом портрете оттопыренный мизинчик с перстнем. Очень захотелось прочесть мемуары Коровина, чтобы чуть-чуть заглянуть в такую необычную голову - как там всё это помещалось сразу.

2. Север! Впервые снова собрали панно, которые Коровин делал для Всемирной выставки 1900-го года. И на них такой неземной красоты и внутренней силы северные пейзажи, какую я совершенно не была готова увидеть на выставке "русского импрессиониста".



(фото с РИА Новости)

Оказывается, 11 лет Коровин каждый год ездил на север писать. Вот тебе и луга-березки.

3. Вне зависимости от того, в каком стиле написана картина, есть 2 способа получить наиболее полное о ней впечатление. Первый - вглядеться пристально, проникнуть за первый слой бьющих в глаза пятен, подождать, пока за ними не проступят объем и свет. Второй - отойти на 10-15 метров. Именно на этом расстоянии то, что кажется вблизи набором цветных пятен, становится нежнейшими оттенками лепестков, легкими отблесками на хрустале, прозрачным воздухом над рекой, холодом воды, ветром, музыкой или полуденным зноем в застывшем саду. Эксперимент многократно повторялся компанией из трех человек, и хотя зрение у всех троих неидеальное, но не до диоптрии же совпадающее. Необъяснимо.

Выставка открыта до 8 ноября.

живопись, музеи

Previous post Next post
Up