Выставка "Чай в Европе"

Sep 21, 2008 01:09

Пока искали "голубую спальню" успели посмотреть чуть не весь выставленный эрмитажный фарфор. Надо заметить, экспозицию обновили, так что иногда в углу зала с какой-нибудь европейской живописью можно наткнуться на витрину с любопытной посудой. Особенно мне глянулся "сельский сервиз" по краям и на дне блюд из которого резвятся объёмные змеи, ящерицы и жабы. Даже прекрасный кубок с драконом из английского сервиза бледнеет рядом с ними, а ведь там дракон рыцаря ка-а-ак цапнет за руку, а он ему меч в чешую, а дракон тогда лошадку его когтями и хвостом бьёт, а лошадка бедная морду вытянула.... Поэма в металле.

О том, как Европа привыкала пить чай можно прочитать на сайте музея, там есть и несколько фотографий - страница выставки, а я поделюсь изображениями нескольких очень любопытных предметов, которые меня порадовали больше других:



Это товарищи, немецкий керамический чайник, сделанный в 1711 году из т.н. "каменной массы" и отделанный серебром, алмазами, рубинами и изумрудами:




Интересно, что вместе с несколькими другими драгоценными экземплярами его все-таки передали со временем из галереи драгоценностей в галерею фарфора.

Вокруг этого предмета мы нарезали не меньше трёх кругов, оказалось - аналог самовара: 4 башни - резервуары для воды, горгульи - краники, а по центру место либо для нагревательного "элемента":




По-моему, прехорошенькая ложечка-ситечко:




Восхищаясь рисунками сервизов, удобной ручкой молочника, витиеватостью ложечек и щипцов, параноидальностью столика для чаепития с высоким бортом и керамической вставкой, трудно не вспомнить:

У них, должно быть, были весьма высокие представления о прекрасном и эстетическом, у наших прапрадедов. Пожалуй, все наши сегодняшние сокровища -- не больше чем обычные пустяковины трёхсот-четырёхсотлетней давности. Сомневаюсь, что в старых суповых тарелках, пивных кружках и свечных щипцах, которые мы сегодня столь ценим, присутствует подлинная красота. Это всего лишь сияющий ореол эпохи, что в наших глазах придаёт этим вещам очарование. Старинный "голубой фарфор", которым мы обвешиваем все стены в качестве украшения, пару веков назад был обыкновенной домашней посудой. А розовенький пастух и жёлтенькая пастушка, которых мы пускаем по кругу, чтобы все захлёбывались от восторга, делая вид, что разбираются в этом, были никёмными каминными безделушками, которые мамаша восемнадцатого столетия сунет пососать ребёнку, когда тот заплачет. Будет ли оно так в будущем? Всегда ли дешёвые безделушки вчерашнего дня будут превозноситься как сокровища дня сегодняшнего? Станут ли сильные мира сего, в две тысячи таком-то году, рядами развешивать над камином обеденные тарелки с орнаментом из ивовых веточек? Будут ли белые чашки с золотым ободком и прелестным золотым цветочком внутри, неизвестного науке вида, которые наша Мэри бьёт теперь не моргнув глазом, будут ли они бережно склеены, выставлены на полочку, и никто, кроме самой хозяйки, не будет стирать с них пыль?
отсюда

Определённо, некоторые образцы ужасны, причём как раз самые ужасные с удовольствием повторяют современные производители. Взять хотя бы чашки-ракушки. При этом все экспонаты притягательны тем, что сейчас и представить трудно тот образ жизни и мыслей, который потребовал появления всех этих предметов, сделанных не просто для подогревания, питья и размешивания, но и для того, чтобы украшать время, проведённое за чайным столом. Посмотрите, например, на спиртовку по ссылке в начале поста - её пламя выходило из пасти мифологического зверя, в чьё полое тело заливался спирт. Материальное пространство вокруг человека заполнялось по иным принципам. Вот на это стоит посмотреть, даже если вы предпочитаете кофе.

Именно на кофе мы и налегли ещё через час, проведённый в поисках каталога. В процессе было установлено, что с высокой долей вероятности смотрительницы залов проводят корпоративное соревнование "кто больше доверчивых посетителей отправит по самому экзотическому маршруту искать соседнюю залу с той, где даются путевые указания". Повторить этот марафон лично я не в силах, зато по пути мы увидели ещё несколько интересных витрин с фарфором (некоторые так и по три раза увидели). Около одной из них просвещение настигло меня - всю жизнь думала, что готовальня - это такой пенал для черчения. Оказывается, ещё и маленькие фарфоровые или серебряные коробочки с маникюрно-педикюрно-всяко-разно-красатульным инструментом.

Нельзя сказать, что меня часто охватывает страсть к прикладному искусству, но когда она охватит меня в следующий раз, я знаю, куда отправлюсь - в музей училища барона Штиглица, оно же "дизайна", оно же "художественно-промышленной академии". Сюда, в общем, потому что многие интересные предметы на чайной выставке взяты из фондов именно этого музея.

музеи, фарфор, эрмитаж

Previous post Next post
Up