Оригинал взят у
v_doljenko в
Арское. Наше Ферапонтово В подробности своего приезда в Ульяновск я не буду углубляться - ничего особенного в этот раз я не увидел. Желание пойти на выставку, посвященную творчеству Коринфского (автора
того самого собора), почему-то отпало еще в автобусе, так что сразу по прибытии около полудня я отправился в пригородную кассу. Выяснилось, что на мою удачу 6 октября было последним днем работы маршрута 13С, соединяющего автовокзал Ульяновска с Арским и Погребами (адимнистративно это части Ульяновска, поэтому и маршрут как бы внутригородской). Автобус должен был уйти через два часа, так что я, отдав свои 13 рублей, сначала прошелся в одно малозначимое местечко поблизости, а потом перекусил на Пушкаревском кольце. После чего - в дорогу.
До Арского я доехал на огромном, сверкающем от новизны НефАЗе, который выглядел попросту белым красавцем на фоне потертых ПАЗиков междугородних маршрутов. Впрочем, на проселочных дорогах близ Арского ПАЗики бы смотрелись куда органичнее, да и в маневренности им не откажешь (дороги в Ульяновской области, надо помнить, это больше дыры в асфальте, чем сам асфальт). Так или иначе, через полчаса, когда уже начинало медленно темнеть, я был в Арском.
Собираясь сюда, я даже немного опасался, что в воскресный день в храмовом комплексе может быть много людей. Все-таки Арское помимо паломников принимает и участников всевозможных фестивалей, праздников, исторических реконструкций, место это в Ульяновске относительно известное и посещаемое. Но, наверное, вечернее время таки сыграло свою роль: по Арскому (точнее, той его части, что окружает храмовый комплекс) я бродил в полном одиночестве.
Первые минут пятнадцать я не могу понять. что это место мне напоминает. Потом вспомнил и сразу понял, насколько это сравнение уместно. Пусть Арское - это такое наше, ульяновское Ферапонтово.
Наверное, придется все же сказать пару слов не по теме. Шестого августа этого года стало тем днем, когда я впервые оказался в Ферапонтове, месте, фантастически невероятном в своей простоте и обыденности.
Это было какое-то сказочное впечатление, в корне выпадавшее из общей канвы нашего путешествия. Тихое утро тихой Вологодчины, мглистое небо, украшенная росой трава на изумрудных лугах, безмятежное Бородаевское озеро и такой камерный, уютный, утонченно прекрасный Ферапонтов монастырь, где в тот ранний час не было буквально никого, кроме нас и нескольких смотрителей, открывших двери Успенского собора с небесными фресками Дионисия.
В Арском, конечно, все несколько проще, но только в смысле антуража. Это не объект Всемирного наследия, это не бесценный храмовый ансамбль, история которого насчитывает несколько веков. Самая старинная часть Арского комплекса - это церковь Богоявления постройки 1649 года, старейшая во всей Ульяновской области. Все остальное - во многом плоды трудов настоятеля, отца Алексея. По его проекту в 2003 году построили церковь Ксении Петербургской, чуть позднее ансамбль прирос дополнительными постройками, крепостными стенами (крепостными настолько же, сколько укрепления Ферапонтова монастыря), в 2007 году появилась часовня на святом источнике. Теперь здесь есть, в общем-то, все. В меру красивый для Поволжья пейзаж, пруд на реке, источник, храмовый ансамбль, очень напоминающий небольшой уединенный монастырь. Все это - Арское
Под холмом, на котором стоят церкви - родник с надкладезной часовней-купелью в честь Ксении Петербургской
Сюжет и содержание изображения над собственно источником установить как-то не получается
От источника открывается особенно удачный вид наверх, на церкви Арского комплекса. Про церковь Ксении Петербургской даже и сказать особенно нечего, придраться к чему-то тем более нельзя. Попадание архитектора в ландшафт и стиль окружающих построек просто феноменальное: если не знать, что этому храму всего лишь 10 лет, то при взгляде со стороны его нетрудно причислить к памятникам домонгольской эпохи. Колончатый пояс, узкие окна, перекрытия закомарами - все здесь как нельзя кстати. Очень удачно и очень красиво.
В определенном ракурсе уже при взгляде с холма все постройки комплекса сливаются в одну, отчетливо напоминая о все том же Ферапонтовом монастыре
Церковь Богоявления Господня. Три с половиной столетия назад она стояла в казачьем селении на Симбирской засечной черте, на дальней юго-восточной окраине Русского царства. Симбирск был основан за год до того, как в Арском возвели Богоявленскую церковь, но в городе до нынешнего дня не сохранилось ни одной постройки. способной соревноваться с нею в своем возрасте. Еще 15 лет назад старинная Арская церковь, побывавшая к тому времени и складским помещением, и сельской мастерской, тоже выглядела немногим лучше живописных руин, но сегодня о той странице ее истории напоминает только один участок стены, не подвергнутый реставрации.
Выбрался я из Арского, по странному стечению обстоятельств, совсем не так, как рассчитывал. Точнее, особого плана у меня и не было: я был уверен, что тот самый автобус, на котором я приехал, уже давно доехал до Погребов и вернулся в Ульяновск. Выйдя из ворот, я уже направился было на дорогу, ведущую к главной трассей Ульяновск-Саранск: там, на остановке, пожалуй, можно было без особых проблем поймать проходящий автобус. На выходе вспомнились строчки Рубцова, посвященные монастырю в Ферапонтове: "И казалась мне эта деревня чем-то самым святым на земле". Действительно, место в Арском тоже атмосферное и не совсем обычное для наших краев, одно из таких, к которым и слова-то не сразу подберешь.
И тут слева, на внутренней сельской остановке, неожиданно возникла 66-я маршрутка, которую, как я был уверен, антимонопольная служба ликвидировала еще два года назад. До остановки мне бежать метров пятьдесят, маршрутка уже закрывает двери и собирается отъезжать (вот незадача!), как вдруг из приоткрытого окна выглядывает водитель... тот же Рубцов, как на известной фотографии с шарфиком, буквально одно лицо. Случается же такое. Он притормозил, я добежал до остановки и запрыгнул в открытую дверь. По разухабистой дороге, через тихие деревеньки вдоль главной дороги, за полчаса мы добрались до Ульяновска - за это время я успел перебрать в уме все оставшиеся в памяти рубцовские стихи о вологодских краях, которые, как оказалось, удивительно точно и в почти той же степени соответствуют тому, что можно увидеть и почувствовать за городом у нас.
На этом, наверное, тему Арского для себя я могу считать исчерпанной.