Сколько человек состоит в личной охране первых лиц современных государств? Подобными сведениями располагают лишь высокопоставленные представители спецслужб. Зато мы можем проследить историю «преторианских» отрядов на протяжении столетий. А как обстояло с этим дело в древности? Ответ оказывается весьма интересным: старинные летописи, саги, легенды и былины раскрывают нам существование индоевропейской традиции, истоки которой теряются в глубине веков.
«Воздав должное богам, Ромул созвал толпу на собрание и дал ей законы, - ничем, кроме законов, он не мог сплотить ее в единый народ. Понимая, что для неотесанного люда законы его будут святы лишь тогда, когда сам он внешними знаками власти внушит почтенье к себе, Ромул стал и во всем прочем держаться более важно и, главное, завел двенадцать ликторов» - так описывает Тит Ливий основание великого Рима. Ликторы - это личный конвой правителя, а их количество - двенадцать - отнюдь не случайно. Как отметил тот же Тит Ливий, и сам институт стражей царя, и их число восходят к древним обычаям этрусков.
Ликтор с фасциями
Традиция «двенадцати приближенных» была широко представлена в греко-римской цивилизации. Можно вспомнить, к примеру, двенадцать спутников Одиссея из поэм гениального Гомера. Или древнеримские Салии - коллегии, состоявшие из двенадцати жрецов бога Квирина и двенадцати - Марса.
Прямую аналогию мы находим в скандинавской Саге об Инглингах: в ближайшем окружении Одина в Асгарде было двенадцать верховных жрецов - диев, которым поклонялись, как богам. Свита древнеирландского бога Кромм Круаха также состояла из дюжины стражей. Схожий мотив имеется и в русских летописях, повествующих о низвержении киевского идола Перуна: именно двенадцать дружинников следовали за ним до днепровских порогов.
Богов, правителей и героев древней Европы всегда сопровождал отряд из двенадцати верных мужей.
Дюжина воинов составляли свиту Зигфрида и королевских особ в «Песни о Нибелунгах»; «двенадцать всадников высокородных» воздавали последние почести погибшему вождю в «Беовульфе»; дюжина берсерков была личной охраной легендарного датского конунга Хрольфа Краке. Столько же героев составляло преданный отряд персонажа ирландских эпических сказаний Конхобара. Вообще, мотив о дюжине воинов в ближайшем окружении главных героев широко распространен в германском, кельтском, русском эпосе и фольклоре. Крайне интересно, что и в осетинских сказаниях, восходящих к аланской древности, упоминаются 12 всадников, сопровождающих героев. Уместно вспомнить и о двенадцати рыцарях Круглого стола полулегендарного короля Артура, и о вполне реальных двенадцати пэрах Карла Великого. В ирландском юридическом трактате Crith Gablach свита каждого короля состояла из дюжины человек. Согласно «Великой хронике о Польше…» после смерти королевы Ванды лехиты стали избирать воеводу и с ним двенадцать правителей. Датский хронист Саксон Грамматик сообщает, что датский король Рагнар Ладброк учредил думу двенадцати.
В русской истории древняя традиция «дюжины верных мужей» прекрасно зафиксирована письменными источниками, повествующими о вполне реальных исторических событиях. Так, известно, что в 1071 году под Белоозером киевский воевода Янь Вышатич вышел против трехсот приверженцев мятежных волхвов с двенадцатью отроками. В 1193 году воевода Ядрей взял дюжину лучших воинов на переговоры с югричами, где и погиб в неравной схватке. В XVI в. Андрей Курбский бежал в Вольмар с отрядом из двенадцати всадников. А в XVIIв. датского посла в России сопровождали к царю 12 всадников на белых конях.
Конечно, при желании число примеров можно увеличить.
Но уже определенно просматривается существование весьма древней индоевропейской традиции, согласно которой свита или «малая дружина» царей, королей, князей и героев состояла из дюжины особо приближенных людей - безоговорочно преданной гвардии.
Может ли быть совпадением, что у Христа было именно двенадцать учеников-апостолов?...