Отрадно, что на вопрос, столь любимый всевозможными казуистами, был наконец официально представлен ответ:
"Принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей: генетическими и брачными, языковыми и культурными, религиозными и историческими. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим. Но для формирования русского национального самосознания обязательно, чтобы совокупность этих связей с русским народом (независимо от их природы) была сильнее, чем совокупность связей с любой иной этнической общностью планеты.<...>
Предлагается следующее определение русской идентичности: русский - это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа." Определение, на мой взгляд, четкое и бесспорное. В нем нет ничего нового, основные аспекты вопроса давно проработаны русской научной и философской мыслью и самоочевидны для большинства. Полезно появление сего в фактически официальном дискурсе, хоть оно и запоздалое.
Однако, казуисты не унимаются. "Как быть, если я считаю себя русским алеутом или русским чамалалом?" - вопрошают они. Или еще лучше: "Когда я дома в Якутске трескаю бабушкины пирожки, я юкагир (несмотря на то, что рецепт пирожков русский). А в Москве при встрече с короткостриженными парнями - считаю себя русским. И как мне быть?".
А всё просто. Надо наконец понять, что не может быть русских алеутов. Либо человек русский, либо алеут, - и это его выбор. Сама постановка такого вопроса уже говорит о том, что человек - не русский. Это, конечно, отнюдь не мешает ему обладать правами (и обязанностями) гражданина России. И лопать алеутские пирожки по русскому рецепту.
Русским же является тот, кто, по меткому определению Собора, помимо прочего, не имеет иных этнических предпочтений. Все остальные разговоры аналогичны тезису "Родина там, где филею теплее". Никому же в здравом уме не приходит в голову в зависимости от ситуации называть себя то мальчиком, то девочкой - ведь и камнем бросить могут.
А для определения русской идентичности христоматийный пример - князь Багратион. Потомок грузинской аристократии полностью ассоциировал себя с русской нацией, и никогда не назывался русским грузином, но исключительно считал себя русским, и отдал жизнь за Россию, войдя в историю как русский полководец. Казуисты, уверен, на это не способны.