Химера саламандры - Амфисбена, Скоропея или кто?

Oct 25, 2017 17:10


Продолжение. Начало в Полуящер-полузмея - Химера саламандры, Хамелеон-Дракон или кто?



Амфисбена ( Amfivena ; Amphisbaena ; Anphivena ; Fenmine ) … глаза у нее горят, как свечки, <…> «единственная из всех змей, без страха на холод выходящая». >>>

от др.-греч. ἀμφίς - с обеих сторон и βάινο - иду - в представлениях греков гигантская двухголовая змея, вторая голова которой находится на хвосте. (В современной фауне амфисбенами называются животные отряда чешуйчатых, способные передвигаться хвостом вперёд.)

Застать амфисбену врасплох практически невозможно, так как пока одна голова её спит, другая всегда бодрствует (хотя, по свидетельству античных авторов, зрение у неё неважное). Как явствует из названия, амфисбена могла двигаться в обоих направлениях - утверждали, что для этого она засовывает одну голову в рот второй и катится, как обруч. У неё светящиеся глаза, а сама она так горяча, что растапливает снег.

Лукан в «Фарсалии» рассказывает, что «страшные, с поднятой вверх двойной головой амфисбены» питались трупами солдат, когда армия Катона шла через Ливийскую пустыню. Как и другие змеи Ливии (согласно Овидию), амфисбена родилась из крови убитой Персеем Горгоны. Плиний объясняет наличие второй головы амфисбены слишком большим количеством яда, который не может выйти только через одну пасть; он также говорит о лечебных свойствах амфисбены. Учёный Аполлодор (II в. до н. э.) считал, что старая кожа амфисбен, обёрнутая вокруг дорожного посоха, может защитить от других рептилий. В то, что с помощью кожи амфисбен можно лечить простуду, верили ещё в XVI веке. Ядовитая амфисбена издревле считалась символом зла и коварства. <…> >>>

Согласно греческой мифологии, амфисбен была порожден из крови, которая капала из головы Горгоны Медузы, когда Персей летал над Ливийской пустыней зажав ее в кулак, после чего армия Катона столкнулась с ним и другими змеями на марше. <…>

В древние времена предположительно опасный амфисбен имел много применений в искусстве народной медицине и др… Было сказано [ кем? ] , ожидая, что женщины, имеющие живую (или мертвую?) амфисбауну вокруг шеи, будут иметь безопасную беременность; однако, если целью было лечение таких заболеваний, как артрит или простуда , нужно носить только кожу. [ править ] Поедая мясо амфисбена, можно было бы привлечь многих любовников противоположного пола, а если убить одного во время полной луны может дать власть тому, кто чист сердцем и умом. [ править ] …Дровосеки-лесорубы, которые привязывали такое животное к выцветшему дереву, не страдали от холода и могли работать с меньшими усилиями.


В раннем описании амфисбена изображена ядовитым двуглавым змееподобным существом. Тем не менее, средневековые и более поздние рисунки часто показывают ее с двумя или более чешуйчатыми ногами, (куриные ножки и пернатые крылья) <…>

... амфизбен является полузвёздным существом с половиной птицы с двумя серебристыми и полу-серебряными головами на каждом конце своего офийского тела, иногда представленным появлением василиска. Не имея возможности летать, он тем не менее мог бы укусить обе стороны, быстро, как молния, и имел бы возможность гипнотизировать своих жертв благодаря необыкновенному блеску своих глаз. Он также будет командовать другими змеями и сопротивляться холодной погоде.

В геральдике изображается как змей, дракон или даже лошадиное существо .
Символика: победа добра над злом.
Amphisbaenae...; Amphisbène Amphisbaena (fabeldier)…


Амфиптерий
- легендарное животное , также известное как Jaculus; якобы подвид амфисбена .
Животное может свернуться, а затем убежать как копье.
В работах 1669 года сообщается, что земноводные имеют длину три метра, толщину человеческой ноги и покрыт чешуей. <…> наблюдался возле Хенхема в Эссексе .
...Еще более необычным является описание одного с ногами.
…змеи на Мадагаскаре: На этом острове много уникальных видов животных, особенно змей. Fandrefiala выпадает из дерева с его хвостом сначала, как будто это копье. На месте говорят, что он ударяет по животным, идущим под ним.
Амфиптер, Амфиптерий, или Амфитер (англ. Amphiptere, Amphithere, Amphitere) - термин европейской геральдики, обозначающий летающего змея с драконьей головой, крыльями, без рогов и «клюва». Происходит от якула (jaculus), мифической крылатой змеи, охранявшей ладаноносные деревья в Аравии <…>

Jaculus или iaculus, pl. jaculi, что означает «брошен» на латыни <…>
Было сказано, что джукул спрятался на деревьях и выбежал на своих жертв. Сила его начала у жертвы привела к ассоциации с дротиками. [1] Плиний описал это следующим образом: «Якулевый дротик из ветвей деревьев, и не только к нашим ногам, что змея грозная, потому что они летают по воздуху, точно так же, как если бы их швыряли из двигателя». :)



Санкт-Петербург, Артиллерийский музей, 24-гривенковая осадная пищаль «Скоропея» // Фото Артиллерийского музея

Пищаль «Скоропея» отлита в 1590 г. при царе Фёдоре I Ивановиче:
(…прозвищъ пушкамъ въ зависимости отъ звука ихъ выстрѣловъ: «Плакида», «Пѣвецъ», «Соловей», «Скоропѣя» и др.)


ЗМЕЯ-СКАРАПЕЯ (СКАРПЕЯ, СКОРОПЕЯ, СКОРОСПЕЛ, СКОРПЕЯ, ШКУРОПЕЯ, ПРАСКОВЕЯ, КАРАЧАЛКА, ПЕРЕЯРИЯ) - змея, обитающая в лесу, в поле, наделенная сверхъестественными свойствами; властвующая над другими змеями (лесными, кустовыми, болотными, боровыми, колодными и т.п).<…>
В Поморье считали, что змеи «попадали с неба на землю при свержении в преисподнюю нечистой силы; размножаются щенением; есть ползучие, летучие и дракун; есть «старший» белый змей, змеи «жировые», то есть дворовые». Старшая змея властна не только над змеями; она «хозяйка» леса, мудрая, всеведущая. По поверьям Вологодчины, лесные змеи (с короной) «имели то свойство, что, поев их, человек начинал понимать разговор огня с огнем и травы с травой».
Змея традиционно играла важную роль в народной медицине. В XIX в. (и ранее) верили в целительные, охранительные свойства змеиных, ужовых шкурок, головок и т.п.: «В предостережении лихорадок крестьяне носят на шее змеиную или ужовую шкурку или ожерелье из змеиных головок; для защиты от чар и недугов привязывают к шейному кресту голову убитой змеи, а в привесках и ладонках... зашивают лоскуток змеиной кожи, кто носит такую привеску, того будут все любить и желать всякого добра» [3-ин, 1882].

• Сл. въ нашихъ былинахъ Идола Скоропита и Тугарина Змѣевича, и въ заговорахъ отъ укушенія змѣи названія змѣи: скорпѣя, скороспѣя, скоропѣя, шкуропѣя, широкоперая, хозяина завѣтную саблю!
• скоростѣйка значитъ-скорпія, скоропѣя; нскаженіе и передѣлка доходитъ иногда до того, что скорпія называется шкурапѣта.
• Шкурапея и даже Шкуро пега:  Въ Курскомъ заговорѣ перечисляются змѣи: „первая змѣя Марея, а другая Наталея, а третья змѣя мѣдяница скороспѣя“; въ Калужскомъ заговорѣ названа она шкуропѣя, а въ другомъ спискѣ даже шкура пѣга
• Скоропея. Шкуропея v Шкура-Пега. Широкоперая змея. Кора целительница:


• Вотъ рядомъ лѣшій Доримедошка,-лохматое существо на тонкихъ ногахъ съ мордой, вродѣ конской, - капризная игрушка, съ какой-то выставки. Вотъ другая игрушка.-Змѣя-Скоропея (скорпіонъ) съ красной разинутой пастью, из которой падает яд
• Отъ лѣснаго заблужденія, отъ змѣя скоропея (піона).
• Ладо - с. ср. въ позднѣйш языкѣ означаетъ и жену и мужа напр. въ сказкѣ о Бовѣ королевичѣ по сп. ХVII вѣка. и самъ расплакася горко милостивы сп-съ и пречистая б-ца, дали вы мнѣ ладо поноровное, и не дали вы мнѣ с нею пожити от младости и до старости. Здѣсь ладо значитъ милая а въ народн. пѣснѣ: у меня ладо змѣя скоропея, и пр. это слово значитъ мужа или любовника.
• Имя сего бога напоминаетъ слова ладъ и ладить: въ старинныхъ Русскихъ пѣсняхъ ладо значитъ мужа; на примѣръ: у меня ладо змѣя скоропѣя, и проч. Въ Словѣ о полку Игоревѣ Ярославна называетъ супруга ладою
• обрядовая пѣсня въ честь весны: А мы просо сѣяли, сѣяли, съ припѣвомъ о Дидъ-Ладо, повидимому, указываетъ на миѳологическое значеніе этого имени (ср. пословицы: „такъ тя возмо„Гдѣ у Ладовъ“; у меня ладо-змѣя скороспѣя).
• Скоропѣя, - злая, ехидная женщина. Обл. Слов. Это слово сохранилось въ древ. пословицѣ: «у меня ладо скоропѣя, шипитъ, не укуситъ, къ себѣ не припуститъ» Акад. Слов. слово Ладо.-Скорпіа, родъ зміи, по существу своему ядовитая. Алек. Цер. Слов. Се даю вамъ власть наступати на змію и на скорпію. Лук. Х, 19. Σκορπιός, scorріо, scorріоn, и т.д.
• ... приковылялъ дедъ Водяной, старый хрънъ кряхтълъ да осочьимъ корневищемъ помахивалъ, - чтобъ ему пусто! Выползла изъ-подъ дуба-сороковца, изъ-подъ яраго руна сама змъя Скарапея, переваливаясь, поползла на своихъ гусиныхъ лапахъ, лютыя всѣ двѣнадцать головъ-пухотныя, рвотныя, блевотныя, тошнотныя, волдырныя и рябая...


Саламандра, ....Скорпион, «Амфисбена-скарапея» и Горгона Медуза. Рубенс
(Три сестры: смертная Медуза (греч. Μέδουσα - «повелительница», «стражница») и бессмертные - Эвриа́ла (греч. Εὐρυάλη - «далеко прыгающая») и Сфе́но (или Сфе́йно, Сте́но, Сте́йно - греч. Σθεινώ, «могучая»), сёстры дракона Ладона)
Медуза была беременна от Посейдона. Из обезглавленного тела Медузы с потоком крови вышли её дети от Посейдона - великан Хрисаор (отец трёхтелого Гериона) и крылатый конь Пегас. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое (по Лукану, это были т. н. Ливийские змеи[7]: аспид, амфисбена, аммодит и василиск). Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы.
Афина дала Асклепию кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части, несла смерть, а из правой - использовалась Асклепием для спасения людей.
• Кошмаровъ и тамъ не меньше, если не больше: проползаетъ мимо змея Скарапея, неся свои двънадцать головъ - «пухотныя, рвотныя, блевотныя, тошнотныя, воедырныя»; пляшутъ черти, глумясь надъ мукой человеческой («Бесовское действо»), наводит ведьмак порчу; жгут «черного петуха» (?Посолонь??), мертвецы-упыри пьют кровь живого человека...
• ... Ядъ широко побѣжалъ, Но лучами-шире свѣтъ, И великій счетъ-гробовъ, и Но великъ-и счетъ примѣтъ, И въ умѣ есть столько словъ, Что для всѣхъ васъ мечъ готовъ, И завѣтное есть слово Для тебя, для Скороспѣя, Для тебя, ... (К.Д. Бальмонт)
• Вотъ она жизнь наша: звѣрюга, звѣрюга, Скарапея зловонная - сдайтесь, покоритесь, дрожите. Бойтесь двинуться...

• У томъ у ярыва руни барана лижать три змѣи три сестры: Скарапея, Палагея, Праскавeя. Приходитъ къ имъ Мать Божія. Подымайся Скарапея, Палагея, Праскавея, сабирайтя сваихъ дѣтей: палявыхъ, подпалявыхъ; мижавыхъ, ...
• Въ заговорѣ Тульской губ. отъ ужаленія змѣи говорится: на островѣ Буянѣ„ на камнѣ лежитъ рунцо, подъ тѣмъ рунцомъ лежитъ змѣя скорпѣя“ (въ другомъ сп. скоропѣя).

• На этомъ камнѣ сидитъ змѣя скорпѣя. «Эй же ты, змѣя скорпѣя, я пришелъ къ тебѣ съ нуждою.» «Съ какою?» «Найди ту змѣю, кая укусила раба Божія» (имя рекъ). «Я, говоритъ, не пойду.» «А я тебя громомъ убью.» «Я отъ грома ... + Великорусскія заклинанія..• Говорится трижды надъ сырой осиновой корой, которой и натирается потомъ рана. изъ моря изъ-за горы, изъ бѣлокаменной пещеры выходила широкоперая змѣя, выносила трои клещи желѣныя и вынимала жало отъ чернаго гада отъ пестрой гадницы отъ мѣдяницы отъ веретенницы отъ яраго ярца и переярца
• еще одна рабочая Скоропена(-пиона), царица змей - Гарафена
(искажённое имя Аграфена / происходит ? от Агриппина(-пиона) < Agrippa, Плиний Старший утверждал что это древнее имя, ведущее со времен Республики, обозначало детей, родившихся вперед ногами; agripper < ? от прото-индоевропейского * ghreb- , * ghrab- ( « взять, захватить, грабить » ) .<…> -? грабили-гребли обручи-гривны-уроборосы и медальоны, руками grip-хватали срывали змеевики с шей?
• От укушенія змѣи. На мари-на акіяня, на остравя, на курганя, тамъ стаить дупъ Таратынскай, патъ тѣмъ дубамъ ляжить бѣлъ каминь, натъ тѣмъ камнимъ ляжыть черная руно, натъ тѣмъ чернымъ руномъ ляжыть змія скарапѣя. «Змія скарапѣя! >>>
• На морѣ на Окіанѣ, на островѣ на Буянѣ стоитъ липовый кустъ, у липовомъ кустѣ лежитъ черная руна, подъ черной руной лежитъ змѣя скоропѣя, укрывши отъ частыхъ звѣздъ, отъ яснаго мѣсяца, отъ свѣтлаго солнца.

сфера, история, символ

Previous post Next post
Up