Информация о черно-желто-белом флаге находится в изд. «Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Том XXXIII. Отделение 3». 1858 г.
В алфавитном реестре полного собрания законов РИ см. стр. 492 (в реестре с. 13) флаг гербовых цветов указан в р. «
ГЕРБЫ», а не в «ЗНАМЕНА и ШТАНДАРТЫ» на стр. 510-511 (или с.31-32), и не в «ИМПЕРАТОРСКИЙ и ЦАРСКИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ДОМ» на стр. 511, и не в «ФЛАГИ и ВЫМПЕЛЫ» на стр. 566 -
Рисунок гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях.
Издательство: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии
Место издания: СПб. Год издания: 1860
Так почему цвета флага попали в другой реестр?
Об этом можно узнать из издания -
О РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЦВЕТЕ
Составил А. Языков
САНКТ-ПЕТЕРБУРГЪ,
в типографии III Отделения Собст. Е. И. В. Канцелярии,
1858
Печатать позволяется. С. Петербург, 12-го Сентября 1858 г.
Ценсор В. Бекетов
(этот пост в продолжение темы о флагах: после черно-желто-белого флага в начале XX века использовался
бело-желто-черный).
Текст самой книги:
О русском государственном цвете
С первых времен исторического быта народов, когда они начинают сознавать свое единство, рождается и мысль выразить это свое единство и свою особенность, внешним знаком-символом народной мысли и чувства. Предметом для изображения символов служили преимущественно хоругви и разные, наиболее видные принадлежности одежды: отсюда и первоначальная мысль о так называемых Государственных народных цветах.
Цвета эти образуются у народов или путем историческим, или произвольно, но большею частью заимствуются из символической хоругви, либо из Государственного Герба.
Усвоив однажды, по распоряжению Правительства собственный цвет, народ придает ему значение, составляющее символический язык, главная мысль которого - любовь и преданность к своей родине и своей династии.
К сожалению это значение, приписываемое почти всеми народами их национальным цветам, у нас, в России, не только не получило еще ни какого развития, но даже самая мысль о том для нас и до сих пор нова, хотя с давних времен мы и употребляем эти цвета бессознательно.
До какой степени древни такие понятия у других народов и какую нравственную силу они придавали им, можно видеть из следующих указаний:
Древние Греция и Рим обращали особенное внимание на цвета; в Константинополе и Риме существовали в цирке различные партии с разными религиозными и политическими убеждениями, и каждая из них, сообразно своему убеждению, различалась цветом одежды: белые и красные, позднее голубые и зеленые; в Афинах и Риме кандидаты на должности и почти все государственные сановники одевались в белые тоги; пурпур был цветом богов и царей.
У Китайцев: первенствующим цветом почитается желтый, составляющий принадлежность Императора, и войско желтого знамени (первого из числа восьми знамен Пекинской гвардии) может назваться собственно Императорским (*).
(*) Войско желтого знамени составляют Албазинцы, потомки русских пленных, захваченных при Императоре Петре I, в 1689 году, и они образуют особую роту, под названием русской роты (арос нору). Служба их состоит в содержании караула, чаще всего на стене северо-восточных ворот, (аль-дин-мыль) чрез которые идет дорога до Калгана. Число Албазинцев (в 1848-49 годах), исповедующих Греко-Российскую веру, состояло из 110-115 человек обоего пола, взрослых и малолетних. При переселении Албазинцев в Пекин не перешло ни одной русской женщины, а потому им позволено было вступать в брак с Китаянками; в последствии, что делается и до сих пор, Албазинцы начали брать жен из семейств своего рода, а также Манчьжурок. От вступления в брак с Китаянками или Манчьжурками в продолжение полутора столетия, Албазинцы утратили природный тип, характер, забыли все русские обычаи, нравы и самый язык. Очень не многие из них и только те, которые находятся долго в услужении при русских миссионерах, могут сказать несколько слов по-русски, не смотря на то, что вся церковная служба совершается на славянском языке и большая часть албазинских мальчиков, обучающихся в училище, собственно для них содержимом при русском подворье, вместе с китайским языком, занимаются также русским и славянским, почти все читают, поют в церкви и некоторые даже очень хорошо пишут по-русски.
С 1820 года духовные члены Миссии в Пекине стали обращать особенное внимание на утверждение правил веры между Албазинцами, которые в настоящее время могут назваться весьма усердными христианами: все они крещены, повенчаны, что прежде не с каждой четой совершалось; постоянно, особенно женщины, посещают церковь, знают свои христианские имена, хотя и произносят их большею частью искаженным выговором. Однакож в домашнем быту остаются совершенными Китайцами, даже называют себя, как и все Манчьжуры, фамилиями отцов, заимствованными от Китайцев; что зависит от постоянного с ними сношения, от жен, вносящих в семейства элемент китайской жизни, наконец и от того, что в ротных списках своего знамени каждый Албазинец записан китайскою фамилиею: ван, чан, мин и т. п.
У Магометан зеленый цвет, существующий до ныне, соединяет священное воспоминание о Магомете. Первое его знамя в VII столетии было белое, сделанное из чалмы пленных Кареишатов, потом черное из завесы дверей Аеши, жены его, а напоследок зеленое, цвета чалмы, носимой самим Магометом и в честь его Магометанами удержанной до ныне, так что до сих пор одни потомки Магомета имеют право носить чалму и пояс зеленого цвета.
Во времена рыцарства, когда бывали турниры, рыцари украшали себя шарфом, обыкновенно подарком своей дамы (*) и цвета этих шарфов соделывались их принадлежностью, с символическим значением чувства любви; когда же установились гербы и их начали украшать разными цветами, любимый цвет был всегда господствующим в гербе (**).
В средние века Евреи нашивали себе на одежду кружок из желтого сукна, как символ нации (***).
(*) Сonversations Leхikon Вand IХ § 5714. Leiрzig. 1836.
(**) Тацит: German c. b. Аnnal. 2,14.
(***) Петр Санкте стр. 25 de сolorum usu in Judis circensibus.
Короли и Принцы имели тоже свои собственные гербы отдельно от гербов стран ими управляемых; но иногда один и тот же герб принадлежал и Правителю и стране. Так в Мархии Бранденбургской с ХIV столетия был гербом - красный орел на серебряном поле, а владетели сей страны из дома Ангальтского, Баварского, Люксенбургского и наконец Гогенцолернского сохраняли свои собственные гербы или соединяли их с гербом Маркграфства Бранденбургского. Этим порядком в 1411 году присоединился к Бранденбургскому гербу-герб Гогенцолернский: черный-белый цвет в шахматном порядке.
Самое соединение Мархии Бранденбургской с домом Гогенцолернским произошло следующим порядком: Мархия Бранденбургская от своих внутренних раздоров и беспорядков пришла в совершенный упадок и вынудила Правителя своего Сигмунда в 1388 году уступить правление двоюродному брату Маркграфу Иодоку, но за смертью его в 1411 году страна эта вновь возвратилась под скипетр Сигмунда. Сигмунд же, будучи в это время избран в Императоры, назначил вместо себя Правителем Нюрембернского Бургграфа Фридриха IV из дома Гогенцолернского. Правитель сей оказал стране важные услуги; будучи вместе друг и советник Сигмунда, получил от него в потомственное владение Маркграфство Бранденбургское и сделался главою сего Государства под именем Фридриха I, родоначальника ныне царствующего дома в Пруссии…
Собственная же Пруссия, составляя тогда отдельное Герцогство, соединилась в последствии с Маркграфством Бранденбургским, имея гербом черный орел на серебряном поле. Когда же в 1701 году страна эта возведена была в достоинство. Королевства, то главным гербом её был признан черный орел на серебряном поле, и цвета эти, будучи те же, что цвета царствующего дома Гогенцолернскаго, получили полное значение Прусских Государственных цветов - черный и белый.
Во Франции история национального цвета впервые появляется при Бурбонах; цвет этот был белый, означающий лилию-герб Бурбонов. За тем замечаются три цвета: синий, белый и красный. Начало этих трех цветов было во время войн Арманьяков и Бургиньонов; пояс или шарф Арманьяковъ был белый, Бургиньонов - красный. Граждане Парижа носили шарфы или ленты голубые, и прибавляли цвета белый или красный, смотря потому, к той или другой партии они присоединялись (*). Позже в 1789 году появляются вновь цвета: синий и красный, что обозначало тогда дворянство и средний класс. К этим двум цветам присоединился белый цвет - духовенства, когда в 1789 году 17 Июля Король Людовик ХVI надел новую кокарду в Нotel de Ville. С тех пор эти три цвета: синий, белый и красный сделались для Франции настоящими национальными цветами, изображая тем единство дворянства, духовенства и среднего сословия. Когда Наполеон 1-й провозглашен был Императором, то сохранил эти цвета в целости во все время существования Французской Империи; с падением же Императора, а вместе и Империи в 1814 году и с восстановлением на престоле династии Бурбонов, Людовик ХVIII вновь ввел цвет белой лилии, что и сохранилось до 1830 года, когда революция низвергла с престола старшую линию дома Бурбонов и Королем избран был Людовик-Филипп Орлеанский, усвоивший по прежнему цвета - синий, белый и красный, которые и до ныне существуют. Всем известно народное значение для французов этих трех цветов.
(*) Сизмонди. Истор. Французов. Гл. VII стр. 304, 321. Барант. Истор. Герцогов Бургонских 1413, 1418.
С установлением у народов национальных цветов, и с развитием нравственного их значения обращено было внимание на то, чтоб сделать их заметными публично, и таким образом учредились кокарды и знамена тех же самых цветов, носимые с гордостью, как выражение принадлежности к нации; в общем мнении принято, что имея кокарду и для приветствия при встрече, указывая рукою на нее, имеют в виду выразить принадлежность свою к такой-то нации.
Можно утвердительно сказать, что ныне все народы, усвоив себе положительные цвета с историческим началом или произвольно, придают им значение своей нации и этот символический знак сделался необходимостью для всех.
Ныне Государственные цвета, обще названные национальными, следующие:
1. Австрия
2. Ангальт
3. Бавария
4. Баден
5. Бельгия
6. Брауншвейг
7. Великобритания
8. Виртенберг
9. Ганновер
10. Гессен
11. Кур-Гессен
12. Гогенцоллерн
13. Ольденбург
14. Греция
15. Дания
16. Испания
17. Модена
18. Мекленбург-Стрелиц
19. Мекленбург-Шверин
20. Масса в Каррара
21. Нассау
22. Неаполь
23. Нидерланды
24. Норвегия
25. Папство
26. Португалия
27. Пруссия
28. Саксония
29. Саксен-Альтенбург
30. Сансен-Веймар
31. Саксен-Кобург
32. Саксен-Мейнинген
33. Сардиния
31. Тоскана
35. Турция
36. Франция
37. Шварцбург-Зондерсгаузен
38. Шварцбург-Рудольштат
39. Швеция
40. Швейцария
41. Ганзейские города
1. Американские штаты
2. Хаити
3. Мексика
4. Перу
5. Буэнос-Айрес
6. Бразилия
7. Хили
желтый-черный.
белый-зеленый.
голубой-белый.
красный-желтый-белый.
желтый-красный-черный.
темно-синий-желтый-белый.
черный (шарфы у офицеров красные).
черный-красный.
черный-желтый-белый.
белый-красный.
красный-белый.
белый-черный.
темно-синий-красный.
синий-белый.
черный (королевские цвета красный-белый).
красный.
темно-синий-белый.
голубой-малиновый-желтый.
голубой-малиновый-желтый.
красный- темно-синий.
темно-синий-оранжевый.
красный.
оранжевый.
черный-желтый.
желтый-белый.
красный.
черный-белый.
зеленый-белый.
зеленый.
зеленый-черный-оранжевый.
зеленый.
зеленый.
темно-синий.
красный-белый.
зеленый.
синий-белый- красный.
голубой-белый.
желтый (гражданская кокарда).
синий-желтый.
красный-белый (с крестом).
белый с красным крестом.
черный.
красный-темно-синий.
зеленый-белый-красный.
красный-белый.
белый-синий.
зеленый-желтый.
темно-синий с 5 углов. звездами.
Российская Империя, с главным зерном коренного, единоплеменного, единоверного русского народа, окруженная широкою лентою своих земель, населенных иными племенами, иной религии, нравов и наречий, но стремящихся к этой сердцевине, рано или поздно осенит миллионы своих поселенцев единым знаменем и выразит это единство свое наружным символом - русским Государственным цветом.
Обратить внимание на предмет - какие цвета у нас, в России, могут быть названы национальными, значит возбудить вопрос новый, для многих странный, для других вовсе непонятный и лишь для малого числа доступный по своему значению; ибо до сего времени даже не было слышно самого названия; «русский Государственный цвет.»
В первый только раз при праздновании в Париже в 1856 году заключения мира с Россией, по древнему обычаю, дома там украшены были флагами воевавших Держав, и во всех газетах значилось: «были выставлены флаги русских национальных цветов.» А цвета эти были: белый, синий и красный. Из исторических указаний видно, что означенные три цвета принадлежат купеческому нашему флоту и дарованы ему Императором Петром I-м в 1705 году Января 5-го. За тем вновь в том же 1705 году 20 Января состоялся именный указ (объявленный из приказа воинского морских дел судному приказу, № 2021), о флагах на торговых речных судах: «на торговых всяких судах, которые ходят по Москве реке и на Волге, и по Двине, и по иным всем рекам и речкам ради торговых промыслов, быть знаменам по образцу, каков нарисован, послан под сим Его Великого Государя Указом; а иным образцам знамен, опричь того посланного образца, на помянутых торговых судах не ставить, а если кто учинится тому Его Великого Государя Указу ослушен, и тому учинено будет жестокое наказание.» Петр Великий, обучаясь кораблестроению и мореплаванию в Голландии в 1697 году, обратил внимание, что, корабли, для обозначения Государства, к которому они принадлежат, имеют флаги с различными цветами, положительно присвоенными тому или другому народу, и, вероятно из уважения к стране, где Сам Монарх и преобразуемая Им Россия впервые приобрели познание в искусстве мореходном, принял цвета сей страны для своего купеческого флота, но поставил их в другом порядке, ибо в Голландии они распределены иначе, а именно: красный, белый, синий. Западные Европейские Державы, не обращаясь к историческому происхождению сих цветов, но замечая оные на мачтах наших кораблей купеческих, привыкли называть их русскими цветами и усвоили себе мысль, что они составляют наш Государственный цвет, тем более, что даже и многие русские придают этим цветам тоже значение; это видно из того, что и у нас, в России, в день въезда Царствующего Государя Императора в Петербург, после Коронации, некоторые дома украшены были теми же цветами.
Но изыскивая историческое начало нашего Государственного цвета, следует обратиться к тому же коренному источнику, который другим Государствам служил указанием происхождения их национальных цветов, а потому следует начать с Государственного Российского Герба.
Московский Герб имеет великое значение для русского, ибо Москва избрала себе твердый символ, прямо соответствовавший тогдашнему ее положению, победам над внешними врагами, а потому при Великих Князьях на Гербе изображен был сам Великий Князь, поражающий дракона: «Царь на коне победил змия» (*).
(*) Лакиер Герольдика стр. 216.
Хотя многие полагают, что Московский Герб изображал тогда Св. Великомученика Георгия, в виде воина на коне, поражающего копьем змия (дракона), но по разным актам известно, что поражающий именовался ездец; это можно видеть в деловых бумагах ХVII века. В юридических актах второй половины ХVII века находим: 1, в 1654 году: на рублевиках подпись Царское Имя, а в письме человек на коне; (*) 2, в описи Смоленска 1671 года показано 5 медных пищалей, на них изображение: вылит человек на коне с копьем, колет змия; 3, Издатели Московской Библии в 1663 году изобразили Царя на коне с бородою и в Короне; 4. В указах 1682 года Апреля 29; 1726 года Марта 11: всадник Московского Герба назван ездецом. Только в 1729 году в Мае, вместо того, начали изображать постоянно Св. Георгия; что совершилось, когда Граф Миних представил в Военную Коллегию Русские Гербы Высочайше утвержденные; всадник изображает собою Св. Георгия, как сказано: «по старому.» Но почему Миних сказал «по старому» нигде усмотреть нельзя, однакож с тех пор до наших дней, московский Герб изображает Св. Георгия поражающего дракона.
(*) Описание русских монет Шуберта.
Впрочем, в отношении собственно к описываемому предмету национального цвета, изображение ездеца или Св. Георгия особого значения не имеет; здесь главный предмет есть двуглавый орел.
Когда великий князь Иоанн (Васильевич) в 1472 году вступил в брак с Греческою Царевною Софиею, племянницею последнего Византийского Императора Константина Палеолога, то он в праве был считать себя как бы преемником и Православия и Самодержавия Византийских Императоров (*). Погибший на стенах своей столицы, Константин Палеолог не имел потомства, равно как и второй брат его, Дмитрий; третий же брат Императора Фома, покинув свое несчастное отечество, умер в Риме в 1465 году, оставив после себя двух сыновей; Андрея и Эммануила и дочь Софию, в последствии супругу Иоанна III. Братья Царевны Софии перешли в католичество, и умерли также без потомства, и так как православная Супруга Русского Государя оставалась единственною представительницею православного рода Палеологов, то Супруг ее и принял символ этого рода и Империи Византийской: черного, двуглавого орла в золотом поле, возложив на грудь Византийского Герба старинный символ Московского государства: всадника, копьем змия поражающего (*). Соединение же обоих гербов в символическом значении выражало силу и твердость нашего отечества, подобно тому, как и Константин Святой в IV столетии первый стал употреблять двуглавого орла, чтоб показать, что Империя, хотя и разделившаяся, тем не менее образует одно целое. В следствие этого двуглавый орел, цветом черный, принял название Императорского (**).
(*) У Лакиера, стр. 3.
(**) У Лакиера: черный орел в желтом поле.
(***) У Лакиера стр. 62.
Потомки Греческих Князей из дома Комненов, Палеологов, Кантакузенов, коих предки были на Византийском Престоле, сохранили тоже в своих Гербах изображение двуглавого орла и Св. Георгия (*).
Хотя в последствии Российский Герб был: изменяем в некоторых частях, именно он по временам дополнялся изображениями: Андреевского креста, Знамения Божией Матери, Образа Божией Матери с Превечным Младенцем, Святого Духа в виде голубя (**); в последствии портретом Царевны Софии Алексеевны, и даже изображением Единорога; но все эти уклонения от первоначального были лишь временные, а орел двуглавый уцелел до наших дней.
(*) Записки о русских гербах. Московский герб 1856. С11Б. стр. 11.
(**) Записки о русских Гербах. С. Петербург. 1856 г. стр. 9 и 10.
Формы орла тоже неоднократно подвергались переменам, однакож цветом он всегда оставался черный, и поле, согласно сказанию, желтое.
При Императоре Петре I-м, желтый цвет виден на штандарте, находившемся при фрегате Его Имени, приведенном из Лодейного Поля в С. Петербург осенью 1703 года (*). Такой же штандарт хранится доселе в Кронштате при арсенале.
(*) Журнал Петра Великого. Спб. 1770 г. стр. 71, 77 и 78.
Великий Преобразователь нашего Отечества, совершая Богом указанное ему предназначение, убедился в необходимости принять для блага России меры сильные к искоренению застарелых предрассудков, служивших долгое время предметом для внутренних распрей, и круто прибегнул к реформе существовавшего порядка и водворению просвещения, приняв за образец образованную Европу. Деятельность его, столь обширная и славная, до сих пор возбуждающая удивление к гениальности Монарха, не оставила ни одного предмета без внимания. Между прочим особою Его заботой было устройство войск, а в сем случае и на рассматриваемый здесь предмет сохранились следы внимания Петра Великого. Из оставшихся картин и самых шарфов и темляков Петра Великого в С. Петербургском старом арсенале, а также и на портрете Царевича Алексея Петровича, замечаются те же три цвета: синий, белый, красный. Известно что шарфы и темляки были у войск этих трех цветов с 1700 до 1731 года, хотя формального предписания на то не видно. И так мысль об однообразии цвета в форме заметна в этих указаниях, но жаль, что с того времени не было положительно дано значения в сих формах русскому национальному цвету. С того времени прошло более 150 лет, и в течение такого периода времени понятия народа об этом предмете могли бы определиться. Государственный цвет у народов означался, как сказано выше, на кокардах, знаменах и шарфах. У нас Петр Великий, хотя первому штандарту дал настоящий цвет Государственного Герба, но значения ему, в смысле национального цвета, не присвоил; однакож в последствии, в Его же Царствование, появляются впервые кокарды или банты у шляп, именно в 1724 году в Мае месяце во время Коронации Императрицы Екатерины 1-й, о чем упоминается в записке Петра Брюсса, офицера Прусской, Русской и Великобританской службы, печатанной в Лондоне в 1782 году, следующими словами: «для придания блеску Коронации был сформирован отряд кавалеристов или кавалергардов, на красивых лошадях. Генерал-Лейтенант Ягужинский командовал им вместо Капитана и т.д., наконец 60 капитанов составляли рядовых; мундиры были великолепны и на шляпах белые кокарды.» При всем том этим кокардам не придавали тогда подобающего им нравственного значения, а подражали безотчетно Европейским формам.
Бóльших указаний в Царствование Петра Великого, на счет сих цветов отыскать не было возможно…
В Царствование Императрицы Анны Иоанновны впервые состоялось повеление носить кокарды, названные тогда Российским полевым знаком. Императрица, проживая в Курляндии, обратила внимание, что Курляндцы, своим национальным цветам придавали народное значение, и потом вступив на Русский Престол, вероятно пожелала развить тоже понятие в своих подданных. Легко может быть, Она полагала, что Петр Великий уже подобную кокарду допустил и именно в 1724 году. Это усматривается в Высочайше утвержденном мнении Сената о приготовлении на полевые и гарнизонные полки мундиров; 1731 года Августа 17, под № 5836 в полном собрании законов, том XLIII, во 2 параграфе значится: «в драгунских и пехотных полках шляпы иметь, с белыми шерстяными галунами без шнура, а вместо того шнура, нашивать на левой стороне белый шерстяной бант, ибо оный Российский полевой знак.» В том же указе, в параграфе 34 сказано: «шарфы делать такие, как ныне у инфантерских офицеров имеются, или из двух цветов, именно: штаб-офицерам красного цвета с серебром, а обер-офицерам красного и белого шелков, или по Российскому Гербу: штаб-офицерам из черного шелка с золотом, а обер-офицерам из черного с желтым шелком.»
И так здесь в первый раз встречаем официальное название: по Российскому Гербу, черный с золотом; ибо в сем Указе и вторично упоминается о черном и золотом цвете, именно: «всем иметь шляпы с голуном золотым образцовым и с кисточками золотыми с черным полем и с белым бантом волосяным. Темляки на шпагах золотые, Шарфы золотые с черным шелком.»
Порядок этот сохранялся и в Царствование Императрицы Елизаветы Петровны, что можно видеть в книге по Воинской Комиссии 1756 года № 134; статья об уборе людей: стран. 56 пун. 1.
В царствование Императора Петра III, хотя появляются кокарды черно-желтые, но вместе с тем сохранилась и белая, что видно из сведений о постройке на полки одежды находящихся в Москов. отд. Архива М. И. Д. (*); тоже заметно на портретах Петра III и на шляпах Его, сохранившихся в С. Петербургском старом арсенале.
(*) В книге Коммисариатского повытья 1762 года № 180, листы 615, 619, 690, 693.
Между прочим Император Петр III издал указ в 1762 году Января 20, (№ 11410 полного собрания законов) в коем повелевает: «имеющиеся здесь в С. Петербурге для часовых будки, також и стойки для ружей, красить желтым с черным цветом, так как у дворцовой гауптвахты выкрашены.»
При Императрице Екатерине II белая кокарда сохраняется, как то значится во всех табелях мундирным вещам разных войск с 1763 по 1796 год и полного собрания законов, том ХVI, стран. 852, столбц. 2. Когда же Великая Законодательница в 1769 году Ноября 26 учредила военный орден С. Великомученика Георгия, то в указе повелела, чтобы лента к сему ордену была из трех черным и двух желтых полос. Нет причины сомневаться, что по великому смыслу, придаваемому Ею сему ордену, Она избрала эти цвета, как проистекающие из цветов Государственного Герба и самый крест Георгия, в память Московского Герба, соединив тем столь много дорогого для чувств российских подданных.
Здесь неизлишне упомянуть сказание современника относительно значения ордена Св. Георгия, какое придавала ему Императрица Екатерина II: в царствование Императора Николая 1-го в 1833 году учреждена была особая Дума, под председательством Фельдмаршала Князя Витгенштейна, и в числе членов Действительного Тайного Советника Графа Литта, кавалера Георгия 3 степени, для пересмотра статута сего ордена и постановления новых правил. В журнале заседания сей Думы прописаны слова Графа Литта, когда речь коснулась о пожаловании сим орденом за 25 лет службы: «Безсмертная Законодательница, сей орден учредившая, полагала: что лента сей орден изображающая, соединяет цвет пороха и цвет огня; как же пожаловать такой орден тому, который никогда в огне против неприятеля не был и порохового дыма не чувствовал в сражении?» Впрочем толкование сие, высказанное Гр. Литта, не может служить еще основанием, чтобы этим цветам не было дано другого значения, может быть национального, тем более, что Гр. Литта даже не упомянул, чтоб эти слова сказаны были Самой Императрицей.
При восшествии на Престол Императора Павла 1-го в 1796 году 6 Ноября кокарда установляется окончательно из черных и оранжевых лент. Это усматривается в полном собрании законов, том ХХIV, стр. 93, гл. IV, § 7; 1796 года Ноября 29, № 17587, о полевой пехотной службе. Глава IV, об обер-офицерской одежде, § 7; «шляпы носить отороченные узким золотым плетешком, бант из черных и оранжевых лент.» В главе V, об унтер-офицерах, музыкантах, барабанщиках и солдатских мундирах § 17: «гренадерские шапки делать, по голове и на них быть черной и желтой кисти и шапкам быть двух цветов полковых.»
С сего времени положительно цвета черный и желтый или оранжевый начали появляться всюду, а именно: на шарфах, темляках, этишкетах, репейках, генеральских султанах и т.п.
Между прочим при воцарении Императора Павла 1-го приказано было: караульные домы, будки, шлагбаумы, верстовые столбы и т. п. окрасить шахматным порядком двумя цветами черным и белым, а по линиям сих цветов, обвести тонкою чертою красного цвета.
Какое значение дано было сим цветам, не известно; но полагали, что как главная цель шлагбаума есть задержание проезжего, а цвета эти ярко отличаются, то и необходимо, чтобы он, также как и верстовые столбы, заметны были издали, подобно тому, как те же цвета для той же цели употребляются в означении межевых линий.
Замечателен случай бывший в последствии: однажды Император Николай I, проезжая мимо одной будки, заметил Инженерному Департаменту, что будка эта не окрашена всеми русскими Государственными цветами, ибо там значились только свежие краски белая и черная, но красной полосы не успели еще провести. Здесь, можно сказать, в первый раз высказаны были Царствующим Лицом слова: русский Государственный цвет.
В Царствование Императора Александра I, до 1814 года собственно по вышеупомянутым цветам никакой перемены не было; но в сем году присоединен к двум цветам кокарды третий цвет белый, по следующим основаниям:
1. Еще во время Императора Петра 1-го появилась на шляпах почетного взвода кавалергардов во время Коронации Императрицы Екатерины 1-й белая кокарда, в последствии формально утвержденная Анной Иоановой в 1731 году и названа: полевым российским знаком.
2. До бракосочетания Великого Князя Иоанна III (Васильевича) с Греческою Царевною Софиею, русский Герб означал, как в 1729 году сказано было, Св. Георгия на белом коне, «по старому.» Когда же Царь принял Герб Восточной Империи - двуглавого орла, то прежний Герб был помещен в груди орла на золотом поле. Император Александр 1-й, по окончании великой Европейской борьбы, желая воздать дань признательности Петру Великому за начатие устройства регулярных войск, столь доблестно в сей великой борьбе подвизавшихся, и вместе желая к существовавшим уже цветам кокарды, заимствованным из Государственного Герба, не оставить в тени и прежний Российский Герб, приказал присоединить белый цвет, соответствующий Георгию, сидящему на белом коне.
В последствии, когда в Царствование Императора Николая 1-го приказано было кокарду иметь офицерам на фуражках, то не многим приходило даже на мысль спросить себя, чтож выражает кокарда?
Скажем более: ныне Царствующий Государь Император Александр Николаевич приказал иметь кокарду на форменных фуражках гражданским чиновникам; до состояния сего повеления слышались в публике вопросы: какую дадут кокарду чиновникам, на Владимирской или Анненской ленте? Такие общественные толки могут свидетельствовать, что у нас еще не установилась понятие о значении кокарды и ее цвета, когда иным казалось, что в одном и том же Государстве, у одного и того же народа, может быть две кокарды; да и до сих пор, когда и военные и гражданские имеют форменные кокарды, в нас нет еще сознания: что они выражают? Для того же, кто знает, как высоко ценится в понятии других народов значение национальной кокарды, прискорбно, что наш народ не усваивает себе в сем смысле народного о том значения. В Пруссии лишают военных и гражданских чиновников судебным порядком права носить кокарду, и даже в простом классе, с лишенными кокарды женщины не решаются танцевать.
Между тем Правительство наше не отвергало существования национальных цветов, что видно из всех сделанных указаний, даже из недавнего события, во время Коронации Государя Императора Александра Николаевича в Москве в 1856 году: Герольды и сопровождавшие их чины Двора, во время провозглашения народу о предстоящем Короновании, как высшем Государственном и народном торжестве, имели чрез плечо шарфы с длинными концами из трех цветов: черного, оранжевого и белого и таковые же повязки на левой руке. Кроме того в новейшее время замечено, что дворцовый флаг, изображавший до того орла на белом поле, заменен орлом на желтом поле.
Настоящие указания на сей предмет вообще имели цель ознакомить наш народ, сделать для него доступным и понятным значение своего цвета.
Возбудить мысль никогда не поздно, и можно быть уверенным, что она столь же быстро и прочно усвоится в понятиях, а потом и чувствах 60.000.000 нашего народа, как случилось тоже с национальным гимном: долгое время полковая музыка наша встречала Императоров заимствованным в Англии народным гимном: God save the Кing; Император Николай I устранил эту несообразность, приказав составить русский народный гимн, на веки усвоенный в душе и речи русского: «Боже Царя храни!»
Не будем же чужды мысли, принятой всеми народами и пожелаем, чтоб наше Царство, сохранившее столь много особенного, удержало у себя и знаки, выражающие отличительно нашу народность, усвоим себе наш национальный цвет: черный, оранжевый (золотой), белый (серебряный). - Еще в 4-й книге Моисея, детям Израиля повелевалось: «человек держайся по чину своему, по знамениям, по домам отчеств своих» (4 кн., гл. 2, ст. 2).
ps: книгу можно посмотреть и скачать
здесь