Зинич М.С.
Рабочие кадры тяжелого машиностроения и станкостроения в годы Великой Отечественной войны
Исторические записки. Том 85. 1970. С. 7-46.
Отечественное тяжелое машиностроение и станкостроение как самостоятельные отрасли были созданы в период выполнения первого пятилетнего плана. Эти отрасли являются технической базой промышленности и в наибольшей степени обеспечивают технический прогресс во всем народном хозяйстве страны.
Проводя курс на социалистическую индустриализацию, а также учитывая огромную роль машиностроения в обороне государства, Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно занимались его развитием и совершенствованием. За годы первых пятилеток вступили в строй крупнейшие предприятия: Ново-Краматорский машиностроительный, Уралмаш, Харьковский турбогенераторный заводы, инструментальные заводы "Калибр", "Фрезер", "Станколит", "Станкоконструкция", станкозавод им. С. Орджоникидзе, которые составили основу производственной базы тяжелого машиностроения и станкостроения. Во всей продукции станкозаводов, выпущенной в 1937 г., удельный вес старых предприятий, построенных до Советской власти, составил 6,3%, остальные 93,7% давали заводы-новостройки1. Ввод в эксплуатацию Уралмашзавода и Ново-Краматорского в Донбассе был крупнейшей победой советского машиностроения. По мощности и технической оснащенности оба они не имели себе равных в Европе. Эти заводы-гиганты служили технической базой производства самого тяжелого оборудования для черной и цветной металлургии, энергетики, горной промышленности. Уже в 1933 г. выпуск прокатных станов на Уралмаше составил 6,5 тыс. тонн против 3,6 тыс. тонн в 1931 г.2. В довоенный период (1933-1940 гг.) здесь было выпущено продукции на 2,5 млрд. руб. (в ценах 1926-1927 гг.)3. Ново-Краматорский завод с момента пуска в эксплуатацию в 1934 г. до войны изготовил 140 тыс. тонн оборудования. Благодаря [7] этим предприятиям Советский Союз еще до начала войны смог отказаться от импорта подъемных кранов, шахтного оборудования, углеразмольных и других машин.
Вступление в строй действующих десятков новых машиностроительных заводов знаменовало торжество генеральной линии партии на социалистическую индустриализацию страны. Уже в начале второй пятилетки доля крупного и тяжелого машиностроения в основных фондах всего машиностроения составляла более 50%, а накануне войны этот показатель был еще выше4.
Темпы роста машиностроения и металлообработки значительно превышали общесоюзные темпы. В 1940 г. по сравнению с 1913 г. производство продукции крупной промышленности СССР возросло в 13,4 раза, машиностроения и металлообработки - в 29,6 раза5. В 1940 г. было произведено 24 тыс. тонн металлургического оборудования, 1256 врубовых машин, 133 шахтные подъемные машины, 511 рудничных электровозов, 31,9 тыс. штук глубинных насосов6.
Читать дальше