Рим. Храм Сатурна

Nov 21, 2008 00:49

Если от Большого цирка вы пройдете по via de San Gregorio до арки Константина и повернете налево, оставив за спиной Колизей, то перед вами раскинется Римский Форум (Foro Romano ( Read more... )

античность, археология, фотографии, Древний Рим, Италия, музеи

Leave a comment

ulli_u November 22 2008, 16:13:20 UTC
Не надо зависти! Бедных римских детишек секли почем зря. 8)

"Кротость не была главной добродетелью школьных учителей; они легко выходили из себя: малейшая ошибка - и раздавались брань и крик, которые были слышны далеко по соседству. Гнев был неизбежной принадлежностью урока. Денис, ученый грек, к которому Цицерон сохранил нежное расположение, был очень любезен с ним, но как только он начинал заниматься со своим сыном или племянником, с ним начинались настоящие припадки ярости. Без всякого сомнения, отцы любили кротких и миролюбивых учителей, они даже старательно искали таких, но в то же время они также охотно примирялись и с самыми необузданными учителями; мягкое и нежное воспитание казалось им опасным, так как оно могло избаловать детей. К тому же гнев учителя всегда имел причину и оправдание: если он выходит из себя - значит, относится к делу преподавания с рвением и добросовестно. «Чем лучше учитель, - говорит Цицерон, - чем способнее он, тем более гнева и нетерпения выказывает он на своих уроках. Ему мучительно видеть, что ученик не понимает того, что сам он понял так легко и быстро».

К несчастью, гнев учителя не всегда выражался только в одних словах, от слов он быстро переходил к делу. Местопребывание памяти, если верить Плинию Старшему, находится в нижней части уха, и вероятно поэтому учителя принимались развивать ее с безжалостным усердием. В их распоряжении были и еще более действенные педагогические средства. Любимым орудием учителя была ферула (линейка) . Линейка и школа были нераздельны по понятиям римлян. Ювенал относит эту ассоциацию даже к героическим временам: «Боясь розги, - говорит он, - Ахиллес уже большой распевал песни на горах своей родины». Ферула играла роль скипетра в школе: она поддерживала во всех пассивное повиновение. Дети должны были подставлять под линейку открытые руки, чтобы удар был больнее. В случаях серьезных пускался в ход ремень из шкурки угря или кожи. Плеть с узлами и железными остриями на концах, по-видимому, не употреблялась в школе. Одна картина в Геркулануме показывает, каким образом происходило наказание розгами. Виновного брал на плечи более взрослый товарищ; другой держал его за ноги; остальные хладнокровно смотрели на всю эту сцену, как будто бы в ней не было ничего необыкновенного. Учитель, спокойный и серьезный, вооружен розгой, которой он наносит сильные удары. Ребенок извивается от 'боли, и из его широко открытого рта, по-видимому, вылетают жалобные крики. Иногда экзекуция производилась с меньшей торжественностью: учитель просто хватал школьника за середину туловища, одной рукой держал его в воздухе вниз головой, а другой наносил ему удары своим ужасным педагогическим орудием."

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян

"Школьная дисциплина была жестокой; брань и побои - главные меры воздействия, которые знают и в начальной, и в средней школе; единственной чертой учителя, которая запечатлелась в памяти Горация, была его щедрость на удары; Августин, вспоминая в глубокой старости свои школьные годы, утверждал, что всякий, кому будет предоставлен выбор между смертью и возвращением в школу, выберет смерть (de civit. dei, XXI. 14). Марциал называл трость (ferula) скипетром учителей (X. 62. 10, ср. XIV. 80). "Проклятый школьный учитель" ненавистный и мальчикам и девочкам! Еще не пели петухи, а из твоей школы уже несется твое свирепое ворчанье и звуки ударов", - жалуется он в другой эпиграмме (IX. 68. 1-4). Трость была орудием относительно легкого наказания, которым учитель действовал по ходу занятий, не отрывая преступника от его табличек; в случаях более серьезных в дело пускались розги или ремень, который можно было заменить шкурой угря: "она толще, чем у мурен, и поэтому ею обычно бьют школьников" (Pl. IX. 77)."

Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима

Reply

stranger_006 November 22 2008, 18:31:23 UTC
Ну, в Британии такое процветало до 20-го века влючительно, кажись. И ничего. =) С другой стороны, я прекрасно понимаю бедных учителей, поэтому меня в современную школу не берут. Говорят, устаревшие у меня методы работы с учениками. Так вот, на что они намекали. =)))

За информацию спасибо! Буду знать. =)

Reply

ulli_u November 22 2008, 18:54:18 UTC
А вы - страшный человек. 8)))))

Да не за что, у меня призвание такое (вы должны знать). 8)

Reply

stranger_006 November 22 2008, 19:05:07 UTC
Я не страшный, я просто нервный. А школьники, сами, наверное, знаете, создания недисциплинированные и обладающие феноменальным нежеланием учиться. =)))

Reply

ulli_u November 22 2008, 19:22:01 UTC
Нет, я не знаю, мой педагогический опыт исчерпывается уроками в пятых классах. 8)

Reply

stranger_006 November 22 2008, 19:25:36 UTC
И Ваши пятиклассники не подпдали под описание, данное мною? Такого быть не может! =)

Reply

ulli_u November 22 2008, 19:28:55 UTC
Ээээ, они были разные, но желания бить их розами у меня не успело возникнуть. Наверное, опыт был слишком короток. 8)

Reply

stranger_006 November 22 2008, 19:37:52 UTC
Розами я бы тоже не стал. Розы руки колют. =) У меня, к слову, вообще опыта преподавания в школе нет никакого, поскольку я настолько суров, что меня не подпускали к ученикам. =))))

Reply

ulli_u November 22 2008, 19:39:59 UTC
(обессилев от смеха) РозГГГГГами!!! Это я на Комеди Клаб отвлеклась. 8)

А вы, простите, к Челябинску не имеете никакого отношения? 8)

Reply

stranger_006 November 22 2008, 19:44:59 UTC
Это тонкий (как всегда, по-заграничному) намёк на стрый боян про челябинских мужЫков? =) Нет. Мы из южан будем.

Reply

ulli_u November 22 2008, 19:45:40 UTC
Он не старый, он еженедельный... 8)

Reply

stranger_006 November 22 2008, 19:52:01 UTC
Ну, вот видите, я даже этого не знал. Так что у меня никаких связей с Челябинском (ну, разве что чуть-чуть). =)))

Reply

ulli_u November 25 2008, 15:26:15 UTC
Смотрите, какое роскошное издание по обсуждаемой теме. 8)

Д-р В. Купер
История розги во всех странах - Флагелляция и флагеллянты


Там даже есть пара-тройка картинок из книги. 8)

Reply

stranger_006 November 25 2008, 22:14:19 UTC
Издание-то роскошное, но цена там не менее роскошна. Между тем, эту книгу можно легко скачать в интернете в разделе "Электронные учебники". =)))) Спасибо за ссылочку. Учебник достойный. Буду теперь дополнять свои методы обучения. =))))

Reply


Leave a comment

Up