Этой осенью в продажу вышла очень хорошая веселая книга всем нам известного Леонида Каминского.
Каминский Леонид Давидович. "История государства российского в отрывках из школьных сочинений". Составитель и автор статьи Михаил Яснов. Санкт-Петербург: ДЕТГИЗ, 2008. ISBN - 978-5-8452-0381-6. Стоимость - от 250 рублей.
Я, как старый читатель журнала "Костер", пропустить такое явление не могу. Поэтому предлагаю немножко почитать книжку. Кроме прочего, среди моих френдов есть немало преподающих, и эта тема им близка.
"У художника и писателя Леонида Давидовича Каминского было одно великое увлечение: он собирал детский юмор. Уже давным-давно, в 1979 году, на страницах журнала «Костер» появилась юмористическая рубрика «Веселый звонок», бессменным ведущим и художником которой он оставался более четверти века. Рубрика превратилась в веселые уроки, а ее ведущий - в знаменитого Учителя Смеха.
В течение долгих лет редакцию буквально заваливали тысячи писем из разных концов нашей страны. Не знаю, существует ли еще где-нибудь столь невообразимая коллекция, а в ней и отрывки сочинений, и ответы у доски, способные доконать любого учителя, и подслушанные разговоры на переменке или на улице, и смешные ошибки, превращающие обычную фразу в анекдот.
Однажды мы с Леонидом Каминским разбирали эти залежи и вдруг подумали о том, что в них на самом деле запечатлена история нашей страны, нашего государства, нашей теперешней жизни. Так родилась идея собрать книгу под названием «История государства Российского в отрывках из школьных сочинений».
Михаил Яснов
Ответы у доски на разных предметах
- Как первобытные люди спасались от холода?
- Они обрастали шерстью!
***
- Чем занимались древние люди?
- Едой!
***
- Как древние люди охотились на мамонтов?
- Они рыли глубокую яму, мамонты туда падали и ломали себе руки и ноги.
***
- В чем причина поражения Спартака?
- Ему не хватило патронов!
***
- Как гуси спасли Рим?
- Когда к городу приблизились враги, гуси заржали.
***
- Какую дань собирал Киевский князь с древних славян?
- Славяне отдавали ему масло, горшки и свою шкуру, которую они добывали в лесу.
***
- Какой образ жизни вели татаро-монголы?
- Скотский.
***
- Назови время царствования Петра Первого.
- С параграфа 41 до параграфа 46.
***
- Чем отличается отступление Кутузова от отступления Наполеона?
- Они отступали в разные стороны.
***
- Представь, что ты крепостной крестьянин, у тебя нечего есть, а нужно кормить жену и детей. Как ты поступишь?
- Разведусь с женой!
***
- Чем отличался Владимир Ильич от других людей?
- Тем, что он не пил и не курил.
***
- Что по плану Ленина нужно было захватить в первую очередь?
- Телефонные столбы.
***
- Как перевозили революционеры свои листовки?
- В чемоданах с двойной подошвой.
***
- Какой национальности был Олеко Дундич?
- Олеко Дундич был по национальности слесарь.
***
- Придумай предложение со словосочетанием "сломя голову".
- Иван Грозный разговаривал со своим сыном, сломя ему голову.
***
- Придумай предложение с предлогом "на".
- Корова залезла на дерево.
- Зачем?
- Чтобы был предлог "на"!
***
- Что означает фразеологизм "ставить палки в колеса"?
- Это значит - велосипеду каюк.
Уроки истории
Древние люди ходили на четырёх руках.
***
Древние люди строили себе гнёзда.
***
Древние люди были покрыты щетиной.
***
Древние люди были покрыты мхом.
***
Древним египтянам жилось плохо, и они создали советскую власть.
***
Фараоны заранее заказывали себе загробную жизнь.
***
В Средние века людей вешали как картины.
***
Церковники хотели пытать Джордано Бруно, и он убежал в Советский Союз.
***
Перед ним, сидя на коне, стоял всадник.
***
Лошадь посмотрела на ямщика через заднее плечо.
***
На козлах сидел ямщик, закутанный в тулуп, а внутри сидел барин.
***
Емельяна Пугачёва приговорили к смертной казни через помилование.
***
От крепостного права страдали не только крестьяне, но и животные.
***
Вельможное дворянство утопилось в роскоши.
***
Табун солдат ворвался в Зимний дворец, вытащил из-под стола Временное правительство и посадил в Брестскую крепость.
***
Революционеры не дрожали за свою шкуру. Они дрожали за шкуру других.
***
9-го января люди подошли к Зимнему дворцу, но царя не было дома.
***
Ленин произнёс пламенную речь с трибуны мавзолея.
***
Вдруг к Смольному подъехал автомобиль в штатском пальто.
***
Василий Иванович Чапаев был великий полководец. У него был конь, на котором он прожил свою жизнь.
Чапаев всегда скакал в бою впереди своей лошади.
***
Усы у Чапаева длинные, немигающие.
***
"Не бойтесь, станичники! - писал Шолохов. - Вас только расстреляют и отпустят!"
***
- С какими лозунгами выступали рабочие против капиталистов?
- Руки вверх!
***
Он увидел следы копыт и навоз. Это значит, что здесь прошли красные.
***
Вдоль реки шёл солдат, держа в руке лошадь.
***
На всём скаку всадника выбросило из седла вместе с его лошадью…
***
На улице было тихо, окна были заклеены, и только слышались шаги Гитлера.
***
На плече у солдата висела радостная мать.
***
Каждый год 7 ноября в нашей стране совершается Великая октябрьская революция.
***
Невский проспект называется так в честь Александра Невского, который проживал на этом проспекте.
***
Служебная собака весело искала наркотики.
***
- Придумай предложение со словами "табун лошадей".
- Промчался табун лошадей, и началась программа "Вести".
***
Приходя в Кремль, люди испытывают чувство бодрости и настроения.
Уроки русского и литературы
Вдруг земля задрожала: это Змей Горыныч шел на посадку...
***
Алёша Попович зорко смотрел в затылок Илье Муромцу.
***
Добрыня Никитич сидел на коне и мирно щипал траву.
***
Илья Муромец хорошо играл и плясал на гуслях.
***
Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.
***
Одной рукой Илья Муромец держит копьё, а другой смотрит вперёд.
***
Князю Олегу предсказали, что он умрет от змеи, которая вылезет из его черепа.
***
Из-за горизонта князь Игорь увидел татаро-монгольское иго.
***
От всего войска князя Игоря осталось только пятнадцать красноармейцев.
***
С Пушкиным я познакомился еще в детском саду.
***
Юный Пушкин прочел на экзамене стихотворение, которое очень понравилось старику Дзержинскому.
***
Дубровский был честным разбойником, потому что грабил только наполовину.
***
Печорин выстрелил, и Грушницкий рассеялся как дым.
***
Когда умер Пушкин, Лермонтов прочел на радио стихотворение "На смерть поэта".
***
Н.В. Гоголь написал триллер "Мертвые души".
***
У Чичикова и Плюшкина были разные хобби: один собирал мертвые души, а другой - всякую ерунду.
***
Хлестаков сел в бричку и крикнул: "Гони, голубчик, в аэропорт!"
***
Тараса Бульбу замучили в гестапо.
***
Муму - это фамилия Герасима.
***
Вот скромный домик. У домика забор. У забора - дерево. На дереве скворечник. Здесь жил Чехов.
Уроки природоведения
На крыше сидели голуби - человек сорок.
***
Над домом плавно парил воробей.
***
Из травы показалось чье-то лицо. Это был жук.
***
Волк был голодный, как зверь.
***
Барсук бросился бежать, ломая кусты и деревья.
***
Самые вкусные грибы - это подосиновики, подберезовики и черничное варенье с булкой.
***
Шерсть у птички от холода встала дыбом.
Уроки биологии
Когда человек бежит в жаркую погоду, он испаряется.
***
Человеческий мозг состоит из западного и восточного полушарий.
***
- Какую роль в жизни человека играет череп?
- Большую.
- А точнее?
- Он думает.
Плохо одно: с нынешней реформой образования и общим уровнем преподавания книжка Каминского уже кажется доброй шуткой по сравнению с теперешними перлами.
У моего френда
atius_kul'а можно почитать как раз теперешнее.
Кто управляет прошлым?" Кто управляет прошлым? - 2Если у вас в ЖЖ есть подобные знакомые странички "теперешнего", не сочтите за труд, оставьте в комментах.
Upd 1. Да, отличное, даже не подборка, а собрание сочинений -
«ПЕРЛОВНИКЪ» И.М. и Н.Я. Дьяконовых. 16 лет (!!!) - это ж почти эпоха. 8)
Upd 2. Еще у одного френда -
aviculus'а - обнаружилось:
Преподавательское (студентам не смотреть) Преподавательское (студентам не смотреть) 2