Кстати, о росписях Пенджикента. Они вовсе не фрески, как можно подумать, а, если пользоваться итальянской терминологией, а секко - роспись по сухой штукатурке. А если точнее, по лёссовой. Как снимать со стен, укреплять и реставрировать такую живопись, реставраторы Эрмитажа знают давно - слава богу, занимаются этим уже больше 70 лет и все время экспериментируют в рамках методики, добиваясь насколько возможно бережного отношения к этим хрупким древностям.
И вот, например, реставратор из Эрмитажа, которая ездит в Пенджикентскую экспедицию уже который год, Мария Жервэ, могла бы нам рассказать, что в конце 1980-х годов в нижнем дворце Пенджикента было открыто одно небольшое помещение. Увы, тогда его пришлось законсервировать обратно, и руки у археологов «дошли» туда только в 2010-м.
Удивительного в этом помещении, на первый взгляд, ничего не было - росписей археологи повидали в Пенджикенте уже немало. Но когда археологи стали снимать их со стен, оказалось, что слоев росписей в этой комнате несколько. И снять, конечно, нужно все - и отдельно друг от друга.
Это ужасно кропотливая работа. Я была на экскурсии Марии в фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне. И она нам рассказывала, что это делается (об этом упомянул и Павел в видео в прошлом моем посте) в несколько этапов. Сначала роспись расчищают и укрепляют специальным «клеем» (на самом деле ацетоновым раствором ПБМА), потом зарисовывают на полиэтиленовую пленку, затем снова покрывают в несколько слоев тем же «клеем», чтобы создать на поверхности росписи защитный слой. Потом аккуратно прорезают края снимаемого фрагмента, наклеивают на него марлю, поддевают красочный слой у стены большими тонкими ножами и наконец снимают его со стены. Выдохнули!
Фотография Павла Лурье
Но здесь, в этой комнатке, красочный слой росписи был, как я уже сказала, вовсе не один, а три, и даже четыре на одной стене! ПрорезАть фрагменты надо очень аккуратно, чтобы не повредить следующий слой. Снимать ножами нельзя - это грубо, пришлось работать скальпелями. Все это затянулось на три полевых сезона (то есть, три лета). За это время реставраторы сняли 40 метров росписи.
Но это еще не все. После снятия росписей их нужно отреставрировать. Вывозить за пределы Таджикистана их, разумеется, нельзя. Поэтому реставраторы работали в лаборатории базы экспедиции в Пенджикенте. Мария рассказывала, какие химикаты приходилось возить в Таджикистан, чтобы работать. А обратно - сухой лёсс (похожий на легкий коричневатый песок, даже пыль), он нужен для реставрации здесь, в Питере. Лёсс потребовался и в самом Пенджикенте - ведь у снятых красочных слоев не было штукатурного основания. Реставраторам пришлось «делать» его самим - из лёсса и все того же волшебного ПБМА. На это, кажется, ушел еще сезон.
Но и это еще не всё! Наверное, вам интересно, что там такое зарисовывали аж три раза на этих стенах? А ничего такого крамольного - тюльпаны в шахматном порядке на двух верхних слоях и просто «побеленная» стена с каким-то (забыла, с каким) орнаментом вдоль пола.
Можно подумать, ну, что тут такого - несколько раз меняли «обои» на стенах. С кем не бывает. А вот и нет: в Пенджикенте пока больше не найдено многослойных росписей, да и для всего региона, кажется, это совсем нехарактерно (боюсь сказать слово «уникально»).
Вообще ужасно круто, когда экскурсию проводит археолог или реставратор!
Фотографии пенджикентских росписей с
официального аккаунта ГЭ в ФБ и из интернета. Сами росписи - из советских еще раскопок и экспонируются в Эрмитаже (как мы и видели в видео «Дилетанта»).
О росписях «Синего зала», о реставраторах и их работе над сохранением этих росписей кратко можно почитать
тут.
Венец творенья дивная Согдиана!.. Часть 1. Экскурсия в Эрмитаже