В Средневековье весьма популярны были благочестивые путешествия с целью поклонения христианским святыням - паломничества. В места, где были похоронены святые, пилигримы шли на поклонение их мощам, с просьбами об исцелении, об отпущении грехов. Бывало, и себе присмотреть местечко для погребения. Все три цели, кстати, разные типы паломничества. Для паломников существовали путеводители - в них описывались этапы пути с указанием расстояний, мест, где можно остановиться, культовых достопримечательностей с их описанием и пр. В путеводителе XII века Liber Sancti Jacobi был приведен набор простейших фраз на испанском для облегчения общения с аборигенами (в Испанию шли ради поклонения мощам св. Иакова в
Сантьяго-де-Компостеле в Галисии).
Паломником мог быть любой человек вне зависимости от социального статуса. «Блаженное одиночество» путешествия было желанным, но опасным, поэтому паломники путешествовали группами. Часто пешком на большие расстояния, неся с собой провизию.
Как и современные туристы, из своих путешествий паломники привозили сувениры. Они не только свидетельствовали, что паломничество было совершено, но и считались особо действенными вследствие своей «аутентичности». Например, из Святой Земли принято было привозить кусочки камня Гроба Господня или Вифлеемского грота, из Палестины - пальмовые ветви, из Галисии или Нормандии - ракушки. Кроме того, традиционными были всякие реликвии: воск свечей или сосуды с маслом из лампад над могилой святого, мох с камней саркофага или гробницы, нити алтарного покрывала, веревка от церковного колокола и т.п. Всё, что как-либо контактировало со святыней, могло быть желанной реликвией.
Помимо сувениров, были востребованы также значки, которые пилигримы прикрепляли к одежде или головным уборам как свидетельство своего паломничества. Значки эти изготавливали из свинцового сплава и продавали желающим непосредственно у святых мест. Ассортимент изображений был весьма широк: части тела святых, их символы, атрибуты и проч. Если не ошибаюсь, на сегодняшний день найдено несколько десятков тысяч таких значков. Сейчас в Европе делают реплики средневековых оригиналов для продажи всем желающим.
Вот, возможно, вам интересно, какое отношение ракушка имеет к паломничеству. Самое непосредственное: раковина морского гребешка - символ
Святого Иакова, одного из 12 апостолов. После его мученической кончины в Иерусалиме тело Иакова повезли морем. Во время шторма ковчег с останками пропал, а когда чудесным образом нашелся, тело было облеплено гребешками.
В общем, весь этот текст - просто для того, чтобы показать фотографии форм для изготовления паломнических значков. Формы эти были найдены в яме ремесленной мастерской конца XIV- начала XV вв. в знаменитом
аббатстве Мон-Сен-Мишель, расположенном на острове в Нижней Нормандии во время раскопок в 2004-2007 годах. Яма датирована партией найденных монет.
Кроме паломнических значков, мастерская занималась изготовлением колец (разного размера), колокольчиков, украшений для ремней и т.п.
Общий вид места раскопок
Яма в мастерской