Одна из трех мирмекийских находок в экспозиции Эрмитажа, посвященной Северному Причерноморью, - терракотовая статуэтка женщины III-II вв. до н.э.
Мы привыкли, что любое изделие из глины, прошедшее термообработку, называется керамикой. Так вот, терракота - частный случай керамики. Основная её характеристика как керамического изделия - отсутствие покрытия перед окончательным обжигом.
Терракотовые статуэтки были распространены по всей греческой ойкумене. При этом продукция разных центров производства коропластики (так называется мелкая пластика) имела свои особенности и представляет для науки самостоятельный интерес.
Как кажется, несмотря на культовое предназначение (в науке такие предметы называют вотивами), строгих правил изготовления и использования терракотовых статуэток у греков не было. Популярность типов фигурок определялась спросом населения.
Терракотовые статуэтки приносили в храмы, приобретали для домашних святилищ, клали в могилы при погребении. Позднее они также использовались и в повседневной жизни - как игрушки и как украшение интерьера жилых домов. В связи с этим и круг сюжетов значительно расширился.
Изготавливались терракоты массово - с помощью форм-матриц. Но после извлечения из формы фигурки всё равно требовали доработки, поэтому, несмотря на тиражированность, хороший мастер делал хорошие статуэтки, а плохой - ну, понятно, какие.
Терракотовая женщина из Мирмекия происходит из раскопок 1959 года Боспорской экспедиции ЛОИА АН СССР, которую 21 сезон возглавлял Виктор Францевич Гайдукевич.
Это самая большая терракота из Северного Причерноморья в экспозиции коллекции Северного Причерноморья в целом.
Вообще же при раскопках Мирмекия было найдено большое количество терракот и следы керамического производства.