За полторы тысячи лет своего существования Антиохия-на-Оронте 600 лет прожила довольно комфортно - сначала в составе государства Селевкидов, затем Армянского царства, Римской империи и Византии. Все это время ее холили и лелеяли, отстраивали и украшали.
В середине первого тысячелетия н.э. она переходит под власть Омейядов и Аббасидов. Страшное время, страшное: упадок и забвение, жизнь на краю христианского мира.
В 9 столетии Антиохия возвращается в состав Византийской империи, но ненадолго, и начинается вокруг нее карусель временщиков: Сельджукиды, Варажнуни, Сулейман I ибн Кутулмыш, снова Сельджукиды и наконец крестоносцы.
Почти 200 лет небольшое Антиохийское княжество (одно из четырех т.н. государств крестоносцев) удерживало за христианами небольшой клочок земли, но и этому времени пришел конец.
В 1268 году мамлюкский султан Бейбарс взял после осады Антиохию и разрушил город. Христианское население частью было вырезано, частью - продано в рабство. Антиохийский князь Боэмунд VI Красивый внезапно и счастливо избежал позорного плена, отсидевшись в Триполи.
В лучших традициях раннесредневековых правителей Бейбарс послал Боэмунду издевательскую цидулю:
"Граф такой-то, глава христиан, которому теперь придется довольствоваться (простым) титулом графа - да направит его Бог на верный путь, наставляя его следовать добру и вверяя ему сокровище доброго совета, - знает уже, как двинулись мы против Триполиса и разорили сердце его владычества; он видел разрушения и уничтожения, оставленные после нашего отхода; как сметались с лица земли эти церкви, как предан был уничтожению каждый дом и грудились убитые на морском берегу, уподобляясь острову из тел; как мужи умервщлялись, сыновья [же] уводились в рабство, а свободнорожденные женщины - в плен, как валились деревья - осталось лишь то, что могло послужить деревом катапультам и защитным частоколам, если возжелает того Бог, - как отнималось добро, [вместе] с женщинами, детьми и скотом, как становился богатым бедняк, приобретал семью холостой, слуга - заставлял [других] служить себе и тот, кто шел пешком - садился на коня.
Все это происходило перед Твоими глазами, [глазами] человека, пораженного смертельным бессилием, [хотя и] слышал Ты голос, провозглашал [ты]: "Меня коснулся сей бич!". Точно также знаешь ты, как отошли мы оттуда, отходя, однако, как человек, что возвращается [обратно] и как отсрочили мы Твое окончательное поражение, но только на срок, дни которого сочтены; как покидали мы Твою страну в которой не осталось ни одной головы скота, которую мы бы не прогнали от себя; ни [одной] девицы, которая не была бы в нашей власти; ни одной колонны, не разрушенной нашими топорами; ни одного злакового поля, которого бы мы не опустошили; ни еще какого-нибудь Твоего имущества, которого бы ты не потерял. Пещеры на вершинах тех высоких гор не предоставляли более убежища, то же и долины, простирающиеся за границы и окрыляющие воображение. Ты знаешь, как мы после нашего отхода неожиданно оказались перед Твоим городом Антиохией, в то время как Ты почти не смел и подумать, что мы удалились; но если уж мы удалились, то, без сомнения, - мы вернемся туда, где уже когда-либо ступала наша нога!
Ну, а теперь известие о происшествиях, дабы осведомить Тебя о полнейшем поражении, постигшем Тебя: мы отошли от тебя 24 шабана и с первого дня почитаемого рамадана осаждали Антиохию. Когда мы занимали позиции перед городом, Твои войска вышли наружу, дабы померяться с нами в бою; они помогали друг другу, но не смогли победить: среди пленных оказался и коннетабль. Он просил разрешения переговорить с Твоими мужами, ушел в город и вышел обратно с группой Твоих монахов и высших подданных, каковые переговорили с нами, мы же, однако, видели, что они находятся под влиянием Твоего совета, злонамеренно стремящимися к смертоносным планам, не объединенных в добре, но единодушных во зле. Увидев бесповоротно обозначенную их судьбу и предопределенную им Богом смерть, мы их отпустили со словами: "Мы осаждаем вас немедленно - это первое и последнее предупреждение, которое мы вам даем". Они возвратились обратно и действовали, как Ты, в уверенности, что Ты придешь им на помощь с твоими всадниками и пехотой, однако в скором времени, маршал впал в отчаяние, ужас овладел монахами, от горя упал без чувств кастеллан, и смерть обрушилась на них со всех сторон.
Мы взяли город штурмом в четвертом часу в воскресенье, 4 [числа] высокочтимого рамадана (18 мая) и ужаснули всех, кого Ты избрал для его [города] защиты и обороны. Среди них не было никого, кто не владел какими-либо богатствами: сегодня же нет никого из нас, кто не владел бы одним из них и из их богатств. Ты должен был видеть Твоих рыцарей, простертых под копытами лошадей, Твои дома, в которые врывались мародеры и опустошали грабители; Твои сокровища, измеряемые двойными центнерами; Твоих дам, продаваемых по четверо за раз и покупаемых по цене одного динара Твоих собственных денег! Видел бы Ты Твои церкви, [с] сорванными крестами, листы, выдранные из неверного Евангелия, разрытые могилы патриархов! Видел бы Ты Твоего врага, мусульманина, топчущего ногами место богослужения, как монахи, священники и диаконы забивались на алтаре; патриархи поражались нежданным несчастьем и королевские принцы уводились в рабство. Видел бы Ты, как огонь распространялся по Твоим дворцам, [как] горели Ваши мертвецы в огне этого мира, перед ним [огнем] же другого [мира], как неузнаваемыми стали твои дворцы, рухнули и [были] разрушены церкви Св. Павла и Кусьян - сказал бы ты "Был бы я прахом, [то] не получил бы никогда письма с подобным известием". Душа твоя освободилась бы от печали, [и] потушил бы Ты пожары там Твоими слезами.
Видел бы Ты Твои резиденции лишенными всех Твоих богатств, Твои повозки и корабли доставленными в Сувайдию, что Твои галеры (в руках врагов) стали Твоими ненавистницами, тогда убедился бы Ты, что Бог, давший Тебе Антиохию, взял ее обратно, что Господь, давший тебе Твои крепости, вырвал их у Тебя и стер с лица земли. Ты знаешь теперь - благодарение Богу - крепости Ислама, которые ты взял, Даркуш, Шакиф, Кафар, Дуббин и все Твои владения в области Антиохии, отобрали у Тебя; что мы всюду заставили Твоих людей спуститься с замков, [и], воспользовавшись [этим] случаем, рассеяли их повсюду, так что не найдется никого, кто мог бы назвать себя бунтарем, кроме реки, но и она более не назвала бы себя так, [даже] если бы могла, плача от раскаяния. Ее слезы текли раньше прозрачными, теперь же они кроваво-красные от крови, что мы там пролили.
Это письмо содержит для Тебя хорошую новость, что Ты в добром здравии и Бог даровал Тебе долгую жизнь, ибо Ты в этот момент не обретаешься в Антиохии, но находишься в другом месте. Если [бы] нет, был бы Ты сейчас мертв, пленен, изранен или подвергнут дурному обращению. Спасти жизнь - этому радуется живой перед лицом смерти. Кто знает, не оставил ли Бог Тебя жить, чтобы Ты восполнил то, чего недоставало Тебе в службе и повиновении ему. Так как никто из выживших не пришел сообщить Тебе о происшедшем, осведомляем мы Тебя, и поскольку никто не в состоянии принести Тебе благую весть, что Ты спас Твою жизнь при потере всего остального, сделали это мы этим посланием Тебе, дабы Ты о событии, о том, как оно произошло, имел точные сведения. После этого письма у Тебя не будет оснований жаловаться о неверном сообщении Тебе [сведений] нашей стороной, и, после отправки этого письма, излишне просить кого-то другого, рассказать тебе [о случившемся]".
Этим письмом Бейбарс поставил жирную точку на истории античной Антиохии. И теперь это небольшой город Антакья в Турции, на шестиметровой глубине под которым и лежит та самая Антиохия-на-Оронте, с такой любовью выстроенная македонцем диадохом Селевком и названная им в честь отца.
Текст письма с указанием источника и примечаниями у Титмара на Востлите.