О бедном донжоне замолвите слово...

Aug 30, 2008 02:02

17 июля сего года вполне ожидаемо обрушилась верхняя часть донжона Чембало. По оценкам собравшейся на следующей день комиссии, башня утратила около 50% своего объема. С конца 40-х годов, не прошедших для балаклавской крепости даром, до сего времени донжон реставрировался только один раз (и то у основания).



Еще в 2005 году комиссия "УкрНИИпроектреставрации" признала состояние башни остроаварийным. После этого в течение трех лет на крепость выделялись средства без целевого направления на реставрацию. "Стандартстрой", выигравший тендер в 2005 году, за три года выстроил под Чембало "городок реставраторов" и "одел" донжон в леса. Больше ничего не успел (интересно, почему? музей кивает на "неквалифицированных строителей").

Руководитель работ со стороны заповедника Н.А. Алексеенко (зав. филиалом "Генуэзская крепость Чембало" НЗХТ) еще в 2007 году пророчил: - Произошло отслоение внешнего панциря кладки. Система такая: есть лицевая кладка и есть внутренняя грунтовка. И где-то между ними - отслоение на участке длиной около трех метров. Если этот кусок вывалится, то, возможно, возникнет угроза падения башни. Но как поведет себя эта кладка, неизвестно, возможно, центр тяжести башни не поменяется. Если реставрация все-таки будет, а мы на это надеемся, то ничего с башней не случится.

И вот результат (снова Алексеенко): «Произошло отслоение кладки, которая потянула за собой часть стены и часть купола. Обрушение было двумя частями - в 23 часа и в 4 утра. Башня сползла вниз, не рухнула, а съехала - даже купольный камень не скатился вниз по балке, а остался наверху».



Леонид Марченко, гендиректор заповедника "Херсонес Таврический", в который входит и балаклавская Чембало, на спешно собранной пресс-конференции снял с себя ответственность: "Как всегда, не ко времени начал ощущаться недостаток финансирования. Мы попросили наше министерство выделить на выполнение аварийно-реставрационных работ минимум 3,8 миллиона гривен, нам перечислили всего миллион пятьдесят тысяч гривен".

Из этой суммы, предположительно, ни гривны не было потрачено на проведение работ на крепости Чембало. Все деньги израсходовали на городище, на ликвидацию угрозы обрушения девятой куртины.

"Мы не сидели сложа руки, - продолжал генеральный директор. - Я пять раз побывал в Киеве, где имел встречи в различных высоких инстанциях, в том числе в родном министерстве и в Кабмине... Удалось выхлопотать четыре миллиона субвенции, в том числе на восстановительные работы на Чембало. Эти средства уже в городе. Заказчиком работ на крепости Чембало, как это и положено, выступит управление капитального строительства городской государственной администрации. Вместе с УКС мы, хочется верить, оперативно определим, кто будет подрядчиком".











Фотки того, что было, отсюда







Фотки того, что теперь, отсюда

Подводя итог пресс-конференции, Леонид Васильевич Марченко отметил, что нельзя огульно обвинять какое-либо учреждение и его руководство.

Хочется спросить, доколе, но понятно, что не у кого - даже "стрелочника" не найти.

Крым, античность, археология, фотографии

Previous post Next post
Up