Отторгнутый турками Северный Кипр - незаживающая рана современных киприотов. Ее можно почесать, зайдя в Талассу - муниципальный музей моря. Главным экспонатом этого музея, несомненно, является КОПИЯ. Реплика античного корабля, оригинал которого остался на турецкой территории - он демонстрируется в Киренийском замке.
В IV веке до н.э. (между 325 и 315 гг.) у берегов Кипра (неподалеку от Кирении, теперь турецкого города Гирне) потерпело крушение торговое судно. Небольшое по современным меркам - длиной 14 метров, шириной - 4,5. Экипаж ее состоял, по-видимому, из четырех человек - на это указывает количество найденной посуды и приборов, по четыре кувшина, миски, ложки и чаши, плюс бронзовый котел.
Нашел его в 1965 году совершенно случайно ныряльщик (как сейчас сказали бы - дайвер) из Кирении Андреас Маттеу Кариолу по прозвищу Аррис, пытаясь поймать за волочившийся по дну якорь свою лодку. Правда, собственная лодка оказалась дороже античной, и Кариолу просто не запомнил место, где якорь зацепился за древние горшки. Чтобы вновь найти его, Андреасу пришлось нырять еще два года. В 1967 году место кораблекрушения было опять обнаружено, и за два экспедиционных лета 1968 и 69 годов корабль был исследован и поднят.
Это тоже оказалось делом нелегким, потому что у правительства Кипра с финансами на подобные расходы оказалось не слишком хорошо. Пришлось обратиться за помощью к американцам. Как раз в это время на острове по приглашению Кипрского Управления древностями работала археологическая миссия под руководством Майкла Катцева (Michael L. Katzev), аспиранта Джорджа Басса (George F. Bass). Басс - довольно известный археолог и основатель подводной археологии (на русский язык переведена его книга "Подводная археология. Древние народы и страны"), и именно его идеей был поиск по Средиземноморью объектов для изучения. Убедившись, что найденное Кариолу достойно изучения, американцы вернулись домой и организовали серьезную экспедицию с международным составом.
Судно считается сохранившимся на 75%. Погибло оно очень компактно - раскоп составлял прямоугольник 19 х 10 м (см. выше размеры самого судна). И не слишком глубоко - примерно на глубине около 30 метров. Одна мачта, одна рея, один прямой парус. Вместо центрального руля - два рулевых весла сзади. За свою жизнь примерно в четверть века судно перенесло 4 ремонта. На борт "Кирения" могла взять до 30 т груза.
Груз судна был не слишком разнообразным и интересным: более 400 амфор для вина. Подавляющее большинство амфор на "Кирении" (как назвали судно) составляли родосские последней трети IV века до н.э.(помимо них, в трюме судна были амфоры еще 9 типов). В семи (десяти?) самосских амфорах был миндаль, возможно, кипрского происхождения. Радиоуглеродный анализ миндаля указал на начало III века до н.э., а дерева, из которого сделан корпус судна - на начало IV в. до н.э.
Здесь следует сделать небольшое отступление об амфорах. Это корабельная керамическая тара, то есть, глиняные сосуды, используемые для транспортировки жидких продуктов: вина, масла, нефти и пр. Нам известны различные античные центры производства амфор, отличавшиеся формами своей продукции (при, разумеется, общем одинаковом виде амфор, знакомом нам с детства), которые, к тому же, клеймили свои горшки. Все это, как вы понимаете, помогает в датировании находок, в определении торговых связей в тогдашней ойкумене и объемах импорта-экспорта. Существует типология этих сосудов (так сказать, каталог) - система форм и стандартов античных амфор, при этом в одних и тех же центрах производства в одно и то же время могли существовать различные стандарты амфор или, наоборот, определенным хронологическим периодам производства могли быть присущи определенные стандарты, что увеличивает количество типов этих сосудов. В общем, для читателя такая специализация особо и не нужна, но при широком кругозоре позволяет понять точность датирования кораблекрушения. Кстати, типология амфор - на самом деле, вовсе не закостеневшая от времени таблица, а время от времени уточняемая система.
Еще немного подробностей: вдоль киля в трюме в три ряда было уложено 29 жерновов, игравших роль балласта, с отметками острова Нисирос (это Южные Эгейские острова); с внешней стороны были обнаружены сначала фрагменты, а потом и сами свинцовые листы, защищавшие корпус судна от воздействий моря. На корме сохранились более сотни свинцовых парусных колец (что указывает на его снятие до кораблекрушения), а в носовой части - более 300 свинцовых грузиков (остатки рыболовной сети). При этом на торговом судне не было найдено никаких приспособлений, скажем, для взвешивания и практически никаких денег, кроме семи мелких бронзовых монеток 306-294 гг. до н.э. Останков экипажа также не нашли, но в корпусе судна обнаружили застрявшие наконечники копий. А вкупе с отсутствием ценных вещей на судне это может указывать на пиратское нападение. По грузу был определен примерный последний маршрут "Кирении" - с островов в восточной части Эгейского моря через Самос и Кос на Родос, а оттуда - на Кипр.
За прошедшее со дня поднятия "Кирении" на сушу времени энтузиасты выстроили аж три копии судна, если мне не изменяет память, третья из них триумфально доставила в 2004 году в Афины символический груз меди, из которой были отлиты олимпийские медали.