Греция. Археологический музей Фив. Часть 6. Микенский период

Apr 21, 2018 10:03

Пятая секция музея отведена под микенский период. Бронзовый век продолжается, однако он уже не так прост, как раньше: строятся дворцы, развиваются искусства, укрепляются отношения с государствами Восточного Средиземноморья.











Минойское линейное письмо А микенцы адаптируют для записей собственного языка. Получившееся письмо Линейное Б используется исключительно для хозяйственно-бухгалтерских записей на глиняных табличках (и печатях), которые, тем не менее, несут богатую информацию о микенском обществе, его управлении, внешних сношениях, сельском хозяйстве, работниках и всем таком прочем. Тексты пишут острыми палочками-стилусами по влажной глине табличек. Последующие пожары архивов не смогли уничтожить их.




Вторая часть стенда отведена предметам импортного производства, найденным в Беотии. Отдельная витрина демонстрирует коллекцию лазуритовых цилиндрических печатей из Митанни, Месопотамии, стран хеттов, касситов и с Кипра, хранившихся во дворце Фив.







Помимо глиняных табличек, записи Линейным Б также обнаружены на огромных сосудах, предназначенных для хранения и транспортировки оливкового масла и вина.










В интерактивном приложении экспозиции можно познакомиться с Этеоклом, дворцовым писцом, и некоторыми секретами Линейного Б.

image Click to view



Кроме уже известных нам Фив и Орхомена, которые продолжают оставаться крупнейшими центрами Беотии, на периферии развиваются и другие поселения: Эвтресис, Авлис, Танагра, Элеон и некоторое количество помельче. Однако теперь это не беспечные деревни, не нуждающиеся в защите от внешних сил. Города и городки этого периода отличаются мощными циклопическими стенами - теперь им есть кого бояться.






Вот как раз стенд демонстрирует реконструированную секцию черепичной крыши, фрагмент стены с росписью и зубцы стены. Рядом такие знакомые нам по минойскому Криту росписи - розетты и дельфины. Однако спиральная роспись, украшенная розеттами, происходит из дворца Орхомена, а дельфины - из цитадели в Гла.




Еще одно видео предлагает знакомство с укреплениями микенской Беотии.

image Click to view



В самих Фивах укрепленная цитадель называется Кадмея, в честь уже известного нам из предыдущих залов Кадма. Здесь расположен царский дворец, как и положено, с мегароном - главным помещением дворца. Продукции дворцовых мастерских посвящен отдельный стенд.













Особенно интересной, пожалуй, можно считать цитадель в Гла. Во-первых, она по площади (20 га) превосходит все остальные микенские крепости. Во-вторых, устройство её дворца таково, что здесь могли обитать несколько равных по статусу властителей. Вполне вероятно, что цитадель предназначалась для защиты населения окружающих Гла поселений, не имевших своих крепостных стен, вместе с их вождями. В отдельной витрине размещен макет цитадели.




Высокий уровень инженерных знаний микенцев демонстрируют не только архитектурные сооружения, но также работы по отведению воды из озера Копаида. Сохранились остатки канала, связанного с Копаидским озером посредством комплекса дамб.




Материковые дворцы микенцев, так же, как и дворцы минойцев на Крите, украшали фрески. И нет сомнений, что искусство росписи пришло именно с Крита. В Фивах, а также в Тиринфе и в Пилосе открыты остатки фресок, сильно похожих на росписи т.н. Коридора процессий в Кносском дворце. Геометрические мотивы, которыми, помимо фигурных сцен, расписывали стены, также весьма сходны с минойскими. Возможно, что исполнителями этих фресок были мастера с Крита.







Витрина рядом с фреской процессии из дворца Фив отведена микенской религии.

Однако наряду с минойскими темами в росписях появляются и местные - невозможные для Крита: охота и военные сцены. Еще один стенд - миниатюрные фрески из дворца в Орхомене.










Разнообразие керамики по праву занимает сразу несколько витрин экспозиции.































Два блока стендов и витрин занимают предметы обыденной жизни микенцев: посуда, украшения, туалетные принадлежности. Тут же - оружие и элементы защитного доспеха.













И, конечно, целый блок посвящен погребальным практикам микенцев.
















В этом разделе представлены многочисленные погребальные дары из микенских гробниц Танагры, Калиффеи и Фив, а также уникальные расписные ларнаки - керамические погребальные ларцы - из той же Танагры, явно испытывавшие влияние минойского Крита.

Последние витрины секции посвящены концу бронзового века и периода микенских дворцов. Примерно к 1200 г. до н.э. относятся серьезные разрушения, которые понесли дворцы и причины которых до сих пор неизвестны. В Восточном Средиземноморье происходят всеобщие беспорядки, связанные с действиями «народов моря», которые отрезали жизненно важные для микенцев торговые маршруты и рынки. Политическая и социальная иерархия и централизованная экономика микенцев были нарушены. В течение этого периода были также утрачены письменность и изобразительное искусство.

Тем не менее, жизнь на некоторых (особенно прибрежных) микенских поселениях продолжается и, вероятно, начинается активная миграция беотийцев. К этому периоду относится наибольшая убыль поселений в регионе (да и по всей материковой Греции). Отдельные микенские центры враждуют друг с другом, нанося ущерб микенскому миру в целом, ослабляя его перед внешним захватчиком.










В конце XII века Микены окончательно падут, а вместе с ними и вся великая микенская цивилизация. На Грецию опускаются «Темные века». Ею овладеет новое население - дорийцы, сочетавшие примитивный жизненный уровень с бедной материальной культурой.

Часть 1. Пост памяти
Часть 2. История музея и археологии Беотии и археолог Перси Уре
Часть 3. Природа и мифы Беотии
Часть 4. Каменный век
Часть 5. Бронзовый век

моя реклама, Микенская цивилизация, фрески, керамика, Греция, археология, фотографии, музеи

Previous post Next post
Up