В прошлом году я поздравляла дам
рассказом о правах женщин в Древнем Риме и о законе Оппия 215 года до н.э.. В этом году хочу рассказать о выставке, хоть и далекой, но весьма интересной и имеющей к нам, женщинам, прямое отношение.
Опасная красота: Медуза в классическом искусстве / Dangerous Beauty: Medusa in Classical Art
Выставка в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. С 5 февраля 2018 по 6 января 2019.
«Начиная с пятого века до н.э., Медуза - змееволосая Горгона, взгляд которой превращал людей в камень, становится все более антропоморфным и женственным персонажем, претерпевая визуальную трансформацию от гротескного к прекрасному. Одновременно имел место аналогичный сдвиг и в представлениях других мифических женских получеловеческих существ, таких как сфинксы, сирены и морской монстр Сцилла.
На выставке будет представлено 60 работ, прежде всего из коллекции The Met. Экспозиция продемонстрирует, как придание красоты этим ужасающим персонажам проявило идеализирующий гуманизм классического греческого искусства, и проследит постоянное обращение к ним как в римском, так и в позднем западном искусстве.
Связь между красотой и ужасом, воплощенная прежде всего в фигуре Медузы, пережила древность, увлекая и вдохновляя художников на протяжении веков. Медуза стала архетипом роковой женщины, сочетанием женственности, эротического желания, насилия и смерти. Наряду с красивой Сциллой она предвещает образ соблазнительной, но опасной женщины - femme fatale, который появляется в конце 19-го века в ответ на расширение прав и возможностей женщин».
На самом деле в выставке участвуют предметы не только классического периода - временной промежуток V веком до н.э. не ограничен, древний мир представлен от архаики до Империи. Кроме того, с десяток экспонатов привлекаются из Нового времени и даже современности: это и камеи XVIII-XIX веков, и золотая маска от часов начала XIX века, и Данте Габриэль Россетти, и Эдвард Мунк, и логотип Версаче.
Одна из целей выставки - отследить визуальную трансформацию образа Медузы Горгоны от отвратительного монстра до красивой соблазнительной женщины. Заодно с Медузой можно наблюдать, как похожие преобразования претерпели другие ужасные женские существа - сирены, Сфинкс и Сцилла. Их изображения также часть «Опасной красоты» The Met.
Ниже - 39 экспонатов с выставки Dangerous Beauty: Medusa in Classical Art. Описания даю краткие, порядок очередности - по хронологической шкале: от VI века до н.э. до III века н.э. Горгонейон - изображение лица Горгоны, традиционный оберег от сглаза, порчи и прочих языческих печалей - мог встречаться практически на каких угодно носителях, что и демонстрирует нам выставка.
Архаика
1. Терракотовый антефикс с головой Медузы. VI в. до н.э. Этрурия.
Голова Медузы - популярный мотив для антефиксов. Антефиксы такого типа были особенно распространены на Сицилии и юге Италии. Здесь терракота сохранила остатки полихромной окраски.
2. Терракотовая чернофигурная подставка. Ок. 570 г. до н.э. Подписана: «Сделана Эрготимом. Расписана Клитием». Диам. 9 см. Оба мастера известны по т.н. «Вазе Франсуа».
3. Фрагмент мраморной погребальной стелы Каллиада, сына Футимида. 550-525 гг. до н.э. Происходит из Спаты.
4. Чернофигурный кофон-треножник середины VI в. до н.э. Работа Группы Беотийских танцоров - артели четырех вазописцев из Танагры.
5. Чернофигурный белофонный аттический лекиф, ок. 500 г. до н.э. Вазописец Диосфоса. Выс. 24,5 см.
6. Фрагмент терракотового рельефа. Ок. 600 г. до н.э. Афины. Ахилл и павшая амазонка. В правом верхнем углу надпись.
7. Аттическая чернофигурная сианская чаша. Ок. 575 года до н.э. Вазописец С. Диам. 24,5 см.
8. Чернофигурный аттический килик. Ок. 520 г. до н.э. Диам. чаши 28,8 см.
9. Терракотовая статуэтка сирены. Ок. 550-500 гг. до н.э. Выполнена вручную. Возможно, была приношением в святилище. Выс. 21 см, длина 24,1 см.
10. Бронзовая ножка (одна из трех) сосуда в виде сфинкс. Ок. 600 г. до н.э.
11. Терракотовая краснофигурная подставка. Аттика. Ок. 520 г. до н.э. Выс. 26 см. Несмотря на аттическое происхождение, изделие произведено на экспорт - для продажи в Этрурию.
12. Чернофигурная чаша. Ок. 565-550 гг. до н.э. Вазописец Группы Маленьких мастеров. Найдена в этрусской гробнице под Монтелеоне-ди-Сполето в Перудже в 1902 году.
Классика
13. Саркофаг. Ок. 475-4500 гг. до н.э. Известняк. Найден на Кипре в гробнице некрополя города Голгоя. Четыре стороны саркофага украшены сценами в низком рельефе. На коротких сторонах - охота и банкет на четыре персоны; на длинных - колесница, запряженная четверкой лошадей с безбородым возницей и пожилым мужчиной, и Персей, покидающий Медузу без головы, из тела которой рождаются Пегас и Хрисаор. Предполагается, что в сценах на трех сторонах изображен хозяин саркофага. Возможно, что и в мифологической сцене он выведен в виде героя.
Самую интересный для нас рельеф я, увы, нашла только в черно-белом варианте.
14. Аттическая пелика из Южной Италии. Ок. 450-440 гг. до н.э. Приписывается Полигноту. Выс. 47,8 см.
Персей схватил спящую Медузу, при этом оглядываясь на Афину. Это одно из самых ранних изображений Медузы в виде красивой женщины, а не монстра.
15. Терракотовый антефикс с изображением головы Медузы из Южной Италии. IV век до н.э.
16. Бронзовая поножь из Южной Италии. IV век до н.э. Длина 40 см. Горгонейон удачно вписан в округлую верхнюю часть и как нельзя к месту.
17. Аттический миниатюрный (выс. 8,5 см) краснофигурный лекиф с сиреной. Сер. V в. до н.э.
18. Позолоченный серебряный килик. Конец V в. до н.э. В тондо изображена "страшно рычащая" Сцилла.
19. Килик с изображением сирены из мастерской Астея. IV в. до н.э. Пестум. Диам. 13 см.
20. Золотая серьга. Сер. IV в. до н.э. Выс. 4,4 см. Серьгу украшает сирена, играющая на кифаре.
21. Чернофигурный килик из Беотии. Нач. V в. до н.э. Внешняя сторона украшена изображениями музицирующих сирен.
22. Фрагмент погребальной стелы, увенчанный двумя сфинкс. Посл.четверть V в. до н.э. Известняк. Найден на Кипре в гробнице некрополя города Голгоя.
23. Золотой кулон в форме горгонейона. Ок. 450 г. до н.э. Кипр. 2,9 x 1,8 см. Обе серьги Горгоны (из которых сохранилась лишь одна), а также её глаза были покрыты эмалью.
24. Золотой кулон в виде сфинкс. V-IV вв. до н.э. Кипр. 3 x 2 см.
25. Аттический краснофигурный канфар. V в. до н.э. Найден в Южной Италии.
Тулово канфара объединяет голову менады и голову сатира. На нем сохранились следы росписи. На внешней стороне канфара изображены две сцены: менада на пантере и сфинкс, хватающая юношу.
26. Аттический лекиф в виде сфинкс. Ок. 380-360 гг. до н.э. Выс. 14,3 см. Происходит из Афин. На сфинкс сохранились следы красок.
Эллинизм
27. Терракотовая фигурка всадника на коне. Начало III в. до н.э. Из святилища Аполлона Гилата в Курионе на Кипре. На щите - горгонейон.
28. Апулийский двуручный сосуд. Рубеж IV-III вв. до н.э. Выс. 78,1 см. Из гробницы Каносы.
29. Гидрия. III в. до н.э. Египет Птолемеев, некрополь Гадры, Александрия. Вероятно, местного производства. При повторном использовании в качестве погребальной урны, возможно, добавили полихромную окраску.
30. Золотая серьга с фигуркой сфинкс. IV-III вв. до н.э. 7 х 3 см.
31. Известняковая капитель. Конец IV-III вв. до н.э. Тарент. Сфинкс с двумя телами.
32. Терракотовая бляшка со стеклянными вставками. Конец IV в. до н.э. Длина 14, 5 см. Южная Италия. Таким декором украшали погребальные ложа в гробницах периода эллинизма.
Здесь изображена Сцилла, в левой руке держащая перо руля судно.
33. Аскос. III в. до н.э. Гробница Каносы, Южная Италия. Выс. 44,2 см. Сосуд сочетает в своем декоре скульптурное изображение (Сциллы, коней и пр.) и полихромную роспись, остатки которой еще сохранились на тулове вазы.
Империя
34. Бронзовый орнамент колесницы. I-II вв. н.э. Найден во время раскопок у озера Альбано юго-восточнее Рима. Декорирован головой Медузы и вставками из серебра и меди. Украшал, скорее всего, не гоночную колесницу, а currus triumphalis - церемониальную колесницу триумфатора.
35. Бронзовое украшение с головой Медузы. I в. н.э. Из окрестностей Рима. Вероятно, декор судна. Скорее всего, заключал в себе деревянную деталь из кедра.
36. Стеклянная камея с изображением головы Медузы в три четверти к зрителю. I в. н.э. 2,2 х 2,5 см.
37. Гемма из хризолита для кольца с изображением головы спящей Медузы. I-III вв. н.э. 1,8 см.
38. Торцевая панель свинцового саркофага. II-сер.III вв. до н.э. На этом торце изображен фасад храма, украшенный горгонейоном. На основании совокупности декоративных элементов атрибутирован как изделие мастерской в финикийском Тире.
И наконец - та-дам!.. настенная роспись помпейского типа.
39. Фрагмент настенной росписи. 4-68 гг. н.э. Длина - 20,3 см.
Это не фреска (роспись по сырой штукатурке), а secco - секко, нанесение рисунка по вторично увлажненной штукатурке. То есть, белый фон, который мы видим под рисунком, это фреска. Она высохла, как и положено фреске, а потом опять была увлажнена. В этой технике важнее качества поверхности являлось качество краски (в отличие от фрески, где правильно подготовленная поверхность была залогом прочности росписи и долгой яркости красок). Секко - менее трудоемкая техника, позволяющая исправление во время нанесения, а также приемы росписи, не позволительные при фресковой живописи (типа растушевки краски или многократного покрытия).
С праздником, дорогие дамы! Будьте всегда красивыми и добрыми. И помните, что слово "Горгона" происходит от одного из значений греческого слова "горгос"/"страшный, грозный", а "Медуза" - это имя собственное одной из сестер горгон. И оно, в свою очередь, образовано от греческого же слова "медо"/"защищать, править". Так что если вас обозвали горгоной, то хотели обидеть, а если медузой, то, возможно, похвалить. ;)