Солон - афинский политик конца VII - начала VI веков до н.э. В 594 году до н.э. провел в Афинах ряд реформ и внес изменения в городское управление. Переработал существовавшие до него нормы греческого гражданского права, которые были записаны сначала на деревянных досках, а затем и выбиты в камне. Законы эти получили название таблиц Солона.
С критическим подходом Плутарха к древним авторам мы уже познакомились, когда он
беспощадно громил «Историю» Геродота. Относительно законов Солона у него тоже имеется свое мнение.
«… Нелепым и смешным кажется закон, позволяющий богатой сироте, в случае неспособности ее мужа, (который в силу закона выступает ее опекуном) к брачному сожительству, вступить в связь с кем-либо из ближайших родственников мужа. Некоторые находят, что и этот закон установлен правильно: а именно, против мужчин, не способных к брачному сожительству, но женящихся на богатых сиротах из-за денег и на основании закона производящих насилие над природой. Мужчина, видя, что такая жена отдается, кому хочет, или откажется от брака с нею, или, оставаясь в браке, будет терпеть позор, неся наказание за свою жадность и наглость. Хорошо еще и то, что богатой сироте было дано право выбирать себе любовником не всякого, а только одного из родственников мужа, чтобы ребенок был близок по крови ее мужу и происходил из одного с ним рода.
Сюда же относится и закон, по которому невесте перед тем, как запереть ее с женихом, давали поесть айвы, а также и тот, что муж богатой сироты должен иметь свидание с нею по крайней мере три раза в месяц. Если даже и не родятся от этого дети, то все-таки это со стороны мужа по отношению к целомудренной жене есть знак уважения и любви; это рассеивает многие неудовольствия, постоянно накопляющиеся, и не дает ей совершенно охладеть к мужу из-за ссор с ним.
Что касается других браков, то Солон уничтожил обычай давать приданое и разрешил невесте приносить с собою только три гиматия и вещи из домашней обстановки небольшой ценности - больше ничего. По его мысли, брак не должен быть каким-то доходным предприятием или куплей-продажей; сожительство мужа с женой должно иметь целью рождение детей, радость, любовь.
Когда мать Дионисия просила его выдать ее замуж за одного гражданина, он ответил ей, что законы государства он ниспровергнул как тиранн, но законы природы насиловать не может, устраивая браки, несоответствующие возрасту. А в свободных государствах такое безобразие нетерпимо: нельзя допускать союзов запоздалых, безрадостных, не выполняющих дела и цели брака. Нет, старику, который женится на молодой, разумный правитель или законодатель сказал бы то, что сказано Филоктету: «Как раз время тебе жениться, несчастный!» Точно так же, найдя юношу в спальне богатой старухи, который от любовных отношений с нею жиреет, как куропатка, он заставит его перейти к девушке, нуждающейся в муже. Но довольно об этом!» (Солон. 20)
В общем, что хочет нам сказать Плутарх о законах, регулирующих межполовые отношения в Афинах V века до н.э.?
«Солоновы законы о женщинах вообще говоря кажутся во многом нелепыми. Тому, кто застанет любовника своей жены на месте преступления, он дал право его убить; а тот, кто похитит свободную женщину и изнасилует ее, карается штрафом в сто драхм. Если кто занимается сводничеством, - штраф в двадцать драхм; исключение он сделал только для женщин, которые «ходят открыто», - Солон разумеет гетер, потому что они открыто ходят к тем, кто платит деньги. Далее, он запрещает продавать и дочерей, и сестер, если только девушку не уличат в преступной связи с мужчиной. Наказывать за один и тот же поступок то с неумолимой строгостью, то с благодушной шуткой, назначая какой попало денежный штраф, неразумно; впрочем, ввиду тогдашней редкости монеты в Афинах, трудность доставать деньги делала денежный штраф тяжелым». (Солон. 23)
На иллюстрациях: миф о родителях Ахилла - нимфе Фетиде и царе Фтиотиды Пелее. Фетида была весьма популярной невестой среди богов, пока Прометей не разболтал, что сын ее повергнет отца своего. Пришлось олимпийским женихам выдать ее замуж за смертного. На свадебном пиру Фетиды и Пелея вредная Эрида подкинула празднующим божественным теткам яблочко с надписью «Прекраснейшей». А чуть позже дурак Парис отдал это яблоко раздора не той богине, с чего и началась Троянская война.
Покорение Фетиды Пелеем - весьма популярный сюжет в античной вазописи.
1. Краснофигурная пиксида. Ок. 460 г. до н.э. Возможно, мастер из круга Дуриса.
Staatliche Antikensammlungen (München)
2. Краснофигурная гидрия. Ок. 470 г. до н.э. Вазописец Свиньи.
Museo Arqueológico Nacional (Madrid)
3. Тондо краснофигурного килика. Ок. 500 г. до н.э. Вазописец Пейфин.
Antikenmuseum, Berlin
4. Краснофигурный кратер. Ок. 340 г. до н.э. Вазописец Авроры.
Museo Nazionale Etrusco Di Villa Giulia (Roma)
5. Сторона А краснофигурной пелики. Кто-то из группы Вазописцев-Пионеров, возможно, Смикр.
Musee du Louvre (Paris)
6. Краснофигурная пелика. 505-500 гг. до н.э. Вазописец Смикр.
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
7. Тондо краснофигурного килика. Ок. 490 г. до н.э. Вазописец Дурис.
Bibliothèque Nationale de France (Paris)
8. Чернофигурное блюдо. 550-500 гг. до н.э.
Musee du Louvre (Paris)
9. Сторона А чернофигурной амфоры. Ок. 510 г. до н.э. Мастер группы Леагра.
Staatliche Antikensammlungen (München)
10. Сторона A краснофигурной пелики. Ок. 460 г. до н.э. Вазописец Энанты.
Musee du Louvre (Paris)
11. Краснофигурный кратер. Ок. 420 г. до н.э. Вазописец Сизифа.
Muzeum Narodowe w Warszawie