Кажется, что всем известно, что такое т.н. «марафонская дистанция», её размер и происхождение названия. Но давайте уточним по античным источникам, так ли это.
Наиболее популярную и известную версию подвига первого марафонца мы читаем у Плутарха. Древнегреческий писатель (биограф, моралист, как хотите) передает нам историю из не дошедших до нас сочинений другого грека, жившего в IV в. до н.э.:
«Далее, как рассказывает Гераклид Понтийский, известие о марафонской битве принес эреадец Терсипп. Но большинство говорят, что это был Эвкл, который прибежал с оружием, разгоряченный битвой, и ворвавшись в двери к пританам, сказал им только лишь «здравствуйте, победа!» и тотчас испустил дух».
(О славе афинян. 3).
Эта версия красочна и эмоциональна, подробностей не слишком много, а кандидатов на роль вестника у Плутарха - автора I-II вв. н.э. - два.
Более поздний автор (II в. н.э.) - Лукиан из Самосаты - называет гонца совершенно другим именем и излагает историю более сухо, но близко к тексту Плутарха (и, соотв., Гераклида):
«Первым, говорят, произнес его Филиппид, в один день добежавший от Марафона с вестью о победе; обращаясь к архонтам, которые сидели, тревожимые исходом битвы, он воскликнул: «Радуйтесь, мы победили». Сказав это, с вестью на устах умер, в призыве к радости испустил дух».
(В оправдание ошибки, допущенной в приветствии. 3).
Вероятно, для человека, которого более 600 лет отделяют от Марафонского сражения, что архонты, что пританы - невелика разница; главное, что они сидели и тревожились.
Однако самый близкий по времени к Марафонской битве, состоявшейся 12 сентября 490 г. до н.э., древнегреческий историк Геродот (ок. 484 - ок. 425 гг. до н. э.) сообщает совершенно иные сведения, как о маршруте следования гонца, так и о его имени:
«Находясь еще в походе, стратеги прежде всего отправили в Спарту глашатаем афинянина Фидиппида, который был скороходом и сделал себе из этого даже ремесло. […]
Итак, посланный стратегами из Афин, этот Фидиппид (по дороге, как он говорил, ему явился Пан) на второй день прибыл в Спарту. Там он предстал перед властями и сказал вот что: «Лакедемоняне! Афиняне просят вас помочь им и не допустить порабощения варварами древнейшего города в Элладе. Ведь Эретрия уже несет ярмо рабства, и Эллада стала беднее одним знаменитым городом». Так Фидиппид исполнил данное ему поручение; лакедемоняне же решили помочь афинянам. Тотчас же они, однако, не могли этого сделать, не желая нарушить закон. Это ведь был как раз девятый день первой половины месяца, а в девятый день, говорили они, нельзя выступать в поход, если луна будет неполной».
(История. VI. 105-106).
Как известно, спартанцы продолжали ждать полнолуния и пришли в Афины (затратив на поход два с лишним дня) в количестве 2000 человек уже после раздачи всех плюшек. Затем, снедаемый любопытством, спартанский отряд из Афин прогулялся до Марафона, осмотрел достопримечательности, воздал афинянам заслуженные хвалы и почести и удалился восвояси.
Римский автор Корнелий Непот, живший и до Плутарха, и до Лукиана (I в. до н.э.), передает версию Геродота, однако слегка переврав имя посланника.
«… гонца Фидиппа из разряда так называемых «скороходов» послали в Лакедемон с вестью, что афиняне нуждаются в скорейшей помощи…»
(О знаменитых иноземных полководцах. Мильтиад. 4).
Плиний же Старший (I в. н.э.) кратко упоминает Филиппида и его маршрут (1160 стадий от Афин до Лакедемона за два дня - VII. 20) по Геродоту.
Расстояние от территории под Марафоном, где произошло сражение, до Афин составляет ок. 35 км. К тому же точного маршрута гонца-бойца мы не знаем. Время, затраченное им, нам также неизвестно. На первых Олимпийских играх марафонская дистанция составила 40 км.
Расстояние между Афинами и Спартой сейчас - 246 км, это дистанция т.н. спартатлона. То есть, за сутки, может, чуть меньше или больше, Фидиппид пробежал 230-250 км. Несомненно, получив ответ спартиатов, он, не медля, побежал в обратном направлении. Вероятно, он участвовал в Марафонской битве и, если остался жив, практически сразу после отступления персов на судах в сторону Афин, вместе с ополчением двинулся туда же (еще 35 км).
Кстати, небольшая ремарка Геродота «был скороходом и сделал себе из этого даже ремесло» указывает на то, что не был Фидиппид простым воином и не просто так именно он отправился в Спарту.
Широкой же известности в современности удостоился никогда, возможно, не существовавший грек, «всего лишь» пробежавший по окончании сражения 35 км и упавший бездыханным после объявления победы.
P.S. Хочу добавить пару слов о еще одном древнегреческом «марафонце», положившем жизнь на алтарь общеэллинской победы.
После битвы при Платеях (9 сентября 479 г. до н.э.) греки спросили у дельфийской пифии о том, как теперь - после изгнания персов - совершать жертвоприношения. «… пифийский оракул, к которому они обратились, велел соорудить алтарь Зевсу-Освободителю, но жертв не приносить до тех пор, пока по всей стране не будет погашен огонь, оскверненный персами, и зажжен новый, чистый - от общего алтаря в Дельфах. Вожди греков тут же разошлись по окрестностям, заставляя всех, у кого горел огонь, тушить его, а платеец Эвхид, вызвавшись как можно скорее принести огонь от бога, отправился в Дельфы. Совершив очищения, окропив тело водой и увенчав себя лавровыми ветвями, он взял с жертвенника огонь и побежал обратно; еще до заката солнца он был в Платеях, покрыв за один день тысячу стадиев. Приветствовав сограждан и отдав им огонь, он тут же упал и в недолгом времени испустил дух».
(Плутарх. Аристид. 20).
Поскольку греческий стадий равен 178 метрам, то за день Эвхид пробежал туда-сюда около 180 км. Причем обратно он несся с зажженным огнем.
На фотографии: Панафинейская амфора (ок. 530-520 гг. до н.э.) высотой в 38 см. Создана в Аттике т.н. вазописцем Евфилета. Найдена на Сицилии в 1836 году. Хранится в Британском музее.
Такие чернофигурные сосуды, обычно вмещавшие около 36 литров и наполненные оливковым маслом, вручались победителю на Панафинеях. На одной стороне амфоры изображалась богиня Афина (покровительница Афин), на другой - состязание, в котором победил атлет.