Археологический музей Ларнаки. Часть 3. Протогеометрическая керамика

Nov 11, 2016 12:29

Заканчиваем знакомство с экспозицией керамики в Археологическом музее Ларнаки.

Как всем известно, бронзовый век сменил железный. Сопровождался этот переход т.н. катастрофой бронзового века. Причины ее многообразны, и обсуждать значение каждого в посте было бы легкомысленно. Будем краткими: Восточное Средиземноморье подвергалось набегам "народов моря", внезапно взорвался вулкан на Санторине, наступила адская засуха и пр. - в общем, выбирайте, что вам нравится. )


Для микенских государств это означало упадок и практически забвение всей их прогрессивной деятельности - мощные богатые дворцы были разрушены, население частично погибло, частично было уведено в рабство, частично скрылось в труднодоступной для пришельцев местности.

В Греции наступили т.н. Темные века - культурный уровень упал ниже плинтуса, резко сократились налаживаемые веками торговые связи, подавляющее большинство поселений было заброшено да и население в целом сильно сократилось.

Кипр также не обошли стороной все эти беды с небольшим отличием - он даже слегка расцвел в силу промежуточного положения между материками, используемого "народами моря" для своих набегов. Но и тут речь не идет о каком-либо прогрессе или росте культурного уровня местного населения.

Производство керамики, как и другие отрасли ремесел, отреагировало на этот "бронзовый коллапс" падением общего качества продукции, уменьшением, так сказать, модельного ряда и разнообразия орнаменталистики, что в конце концов привело к образованию унылого субмикенского стиля (или периода) в вазописи, достойного общего тоскливого уровня существования в те несколько столетий. (Строго говоря, субмикенский, протогеометрический и также три периода геометрического - это все этапы геометрического стиля в целом с XI до VIII вв. до н.э.).

Субмикенский стиль совсем не представлен в Ларнакском музее (это, собственно, не так уж и странно в силу ареала его распространения), да и следующему за ним протогеометрическому стилю отведено всего две витрины. Поэтому я тоже не буду останавливаться на нем подробно и ограничусь общим описанием.

Итак, как и его последователь - геометрический стиль - протогеометрический (как и следует из названия) отличается вполне определенными орнаментами: никаких животных и людей, строгие геометрические элементы, размещенные полосами (или поясами).

На прихотливость форм сосудов, свойственную микенской керамике (мы их насчитываем более сотни), здесь рассчитывать не приходится (мастера субмикенского периода обошлись всего дюжиной). Однако протогеометрика отличается от субмикенской керамики уже бОльшим качеством (как материала, так и готовой продукции), разнообразием геометрических элементов, использованием циркуля. Если не ошибаюсь, сосуды протогеометрического периода не отличаются большими размерами.

Строгость и простота - вот, с чего начинает свое возрождение греческая вазопись и керамика в целом. Но впереди у нее очаровательная геометрика, а затем так и не превзойденная в веках классика.






керамика, доистория, путешествия, археология, фотографии, Кипр, музеи

Previous post Next post
Up