Первые обломки этого памятника были найдены в 1884 году во время строительных работ на Хлодвигплатц (в античности здесь пролегала римская дорога). Затем, в 1965 году, братья Генс под домом своих родителей на Хлодвигплатц обнаружили дополнительные фрагменты. Братья сообщили "куда следует" и получили запрет на дальнейшие раскопки, которым, однако, пренебрегли и в течение последующих двух лет извлекли из земли еще несколько частей памятника. В 1970 году Йозеф Генс продал их Римско-Германскому музею за 500 тыс. немецких марок.
Мавзолей Луция Публиция из Трера (что в Кампании), ветерана
Пятого легиона Жаворонков, расположенном во время его службы в Кастра Ветере (у теперешнего германского города Ксантен). После увольнения из армии (где Публиций прослужил 20-25 лет), он получил 12 тыс. сестерциев, что соответствовало 13 годовым жалованиям, и поселился в Колонии Агриппины (то есть, в Кёльне). На эти средства бывший легионер мог позволить себе купить ферму или начать какое-нибудь дело. Из этих же денег он мог отложить деньги и на такой шикарный надгробный памятник.
(оранжевым цветом обозначены сохранившиеся фрагменты, остальное - реконструкция)
Мавзолей возведен около 40 г. н.э. Публиций изображен не как обычный легионер, а как уважаемый римский гражданин (гражданство он также получил при увольнении) в окружении своих домочадцев.
Надпись на надгробии:
Примерно так: Луцию Публицию, сыну Луция, из Трера, ветерану V легиона Алауда, возведен по завещанию, его дочери Пауле и для еще живущих - Модеста и Луция П---. Этот мавзолей не завещается.
Эта надпись считается неполной. Поскольку на памятнике находятся мужские и женские фигуры, четыре из которых интерпретируют как самого Публиция, его дочь (упомянутых в надписи) и жену с сыном (в надписи не появившихся), то возникает противоречие между завещанием и самим надгробием. И я сейчас объясню, в чем состоит это противоречие.
Формула "h (oc) m (onumentum) h (eredem) n (on) s (equitur)" - "этот памятник не завещается" - юридическая и известна на захоронениях I в. до н.э. - I в. н.э. Означает она, что гробница исключается из наследственного имущества и, соответственно, не переходит в полное владение наследников - ее и место под нею нельзя продать. Захоронить в такой гробнице можно было лишь тех, кто был указан в надгробной надписи и завещании. В данном случае у нас восстановлены имена Луция Публиция (владельца мавзолея) и его дочери Паулы, которая, вероятно, на момент завещания уже была мертва, иначе она относилась бы к последующей категории упомянутых в завещании - "еще живущих". А также эти "еще живущие" - вольноотпущенники Луций Публиций Модест и Луций Публиций [---]. Следовательно, присутствующие фигуративно супруга и сын владельца гробницы получили таки разрешение на упокоение в его мавзолее, что должно было закрепиться и в эпитафии. Учитывая, что памятник найден фрагментарно и реконструирован с добавлением отсутствующих частей, наличие их имен в надписи подразумевается - "[- - - coniugi] / [et L(ucio)? Poblicio - - - f(ilio)] / [et libertis] [жену и сына и вольноотпущенников---]".
L(ucio) * Poblicio * L(uci) * f(ilio) * Tere(tina tribu) / vetera(no) * leg(ionis) * V * Alauda (sic !) * ex * testamento / et * P[a]ullae * f(iliae) et vivis / [- - - coniugi] / [et L(ucio)? Poblicio - - - f(ilio)] / [et libertis] / [L(ucio) Poblici]o * Modesto * L(ucio) * P[oblicio - - -]. / [H(oc)] * m(onumentum) * h(eredem) [n(on) s(equetur)]
Размеры монумента: высота - 14,6 м (из которых 5 м приходится на постамент), база 4,6 м в ширину и 3,3 м в глубину.
Остальные 5 частей:
Кёльн. Римско-Германский музей (Römisch-Germanisches Museum). 1. Основное - 23 фотографии
Кёльн. Римско-Германский музей (Römisch-Germanisches Museum). 3. Ювелирные и неювелирные украшения - 15 фотографий
Кёльн. Римско-Германский музей (Römisch-Germanisches Museum). 4. Франкские находки 6-7 вв. н.э. И не только франкские… - 11 фотографий
Кёльн. Римско-Германский музей (Römisch-Germanisches Museum). 5. Стенная роспись - 8 фотографий
Кёльн. Римско-Германский музей (Römisch-Germanisches Museum). 6. Античное стекло - 16 фотографий