Во всевозможных «шпаргалках для фотографов» даётся подсказка по цветовой температуре, которую нужно выставлять при съёмке. Вот, например, первая попавшаяся «Шпаргалка для фотографа» из Гугла:
Сама по себе эта информация мало что даёт к пониманию возможности практического её применения. Но вот что нам рассказывает сайт Geektimes (
ссылка):
Все объекты обладают тепловым излучением (пока их температура выше абсолютного нуля, то есть -273,15 градусов по Цельсию), но ни один объект не является идеальным тепловым излучателем. Одни объекты излучают тепло лучше, другие хуже, и всё это в зависимости от различных условий среды. Поэтому, применяют модель абсолютно черного тела. Абсолютно черное тело является идеальным тепловым излучателем. Мы можем даже увидеть цвет абсолютно черного тела, если его нагреть, и цвет, который мы увидим, будет зависеть от того, до какой температуры мы нагреем абсолютно черное тело.
Цвет абсолютно черного тела в зависимости от температуры нагревания.
Теперь становится яснее, почему цвет света называется цветовой температурой. Там, в статье, ещё много по этой теме, интересующимся рекомендую к прочтению. Мы же пока двинемся дальше.
Обрабатывая фотоснимки в фоторедакторе я был озадачен тем, что там шкала цветовой температуры дана в обратном виде, наоборот: вводишь 10000 Кельвинов - получаешь жёлтую картинку, вводишь 2000 - получаешь синюю. Почему так?
Причина в том, что эта шкала не определяет общую цветовую температуру изображения (именно опора на это утверждение и приводит к выводу об инверсии шкалы). Она определяет цветовую температуру источника света, которым была освещена снятая сцена. И определять эту температуру мы должны не по всему изображению, не по «скинтону», а (по идее, так было задумано) по эталону - по нейтрально серому объекту. Если хотите - то по тому самому вышеуказанному абсолютно чёрному телу.
Для иллюстрации этого я взял первые попавшиеся под руку предметы разных цветов и снял их в свете люминисцентной лампы с холодным светом:
Это папка, пакет, лист бумаги, коврик для мышки и разделочная доска. На эстетическую составляющую прошу не обращать внимания - чем богаты, как говорится. Для удобства я привёл цвета этих объектов к их усреднённым значениям.
Затем загружаем их в Adobe Photoshop, в модуль Adobe Camera RAW. Берём инструмент «Баланс белого» и тыкаем в папку:
Таким образом мы «дали понять» Фотошопу, что ткнули на нейтрально-серый объект, освещённый каким-то светом. И Фотошоп понял, что для того, чтобы нейтрально-серый объект приобрёл вот такой красный цвет, его надо осветить источником с температурой менее 2000К - но тут сработало ограничение Фотошопа (он не может работать с цветовой температурой ниже 2000К) и сделать папку серой он не смог, хотя и постарался сдвинуть температуру в самый низ, из-за чего изображение в целом приобрело сине-зелёный оттенок.
*Кстати, работать с температурами меньше 2000К (вплоть до 800К, то есть до начала видимого спектра) может редактор CaptureOne Pro - тем, кто хочет заняться фотографированием в ИК-диапазоне, надо будет осваивать его.
Тычем пипеткой в чёрный пакет:
Здесь, как видим, цвета на картинке почти корректные, потому что чёрный пакет имеет очень небольшое отклонение в цвете от нейтрали, от отсутствия цвета, то есть, чтобы привести его к нейтральному цвету, его нужно осветить источником света с температурой 6300К - холодным люминисцентным светом.
Тычем на белый листок - он должен отражать весь попадающий на него спектр:
Так и есть, цвета пришли к тем, которые были при фотографировании, автоматика камеры сработала достаточно точно. Чтобы белый листок стал белым, его надо освещать светом с температурой 6050К.
Пробуем синий коврик для мышки:
Здесь ФШ таки смог его привести к серому. То есть, мы дали Фотошопу понять, что вот эту серую плашку мы осветили каким-то источником, от чего она приобрела синий цвет. А как надо освещать серую плашку для достижения такого результата? Правильно, очень холодным цветом, синим, с высокой цветовой температурой 50.000К. Остальные цвета на снимке исказились соответствующим образом, - мы из них исключили синий оттенок (при синем освещении он же поглощается), и они пожелтели.
Далее - разделочная доска:
И снова ФШ сделал всё правильно: чтобы серое сделать жёлтым, надо его освещать тёплым жёлтеньким светом с температурой 2850К. Из остальных цветов мы жёлтый оттенок вычли и получили общее посинение картинки.
Надеюсь, объяснил понятно. Я сам только сегодня в этой катавасии разобрался. Если что непонятно - спрашивайте, постараюсь объяснить получше, глядишь, и статью улучшим совместными усилиями.