Я сегодня поддался на провокацию. В областном фотосообществе выложили ссылку на статью о плёночной фотографии, опубликованную на "известном фоторесурсе" - сайте РБК, в рубрике "Стиль". Проглядев статью, я написал КГ/АМ, что статья ни о чём, автор её - профан. В ответ на это фотосообщество язвительно предложило мне указать на мой конструктивный материал по данной тематике. Чтоб не прослыть балаболом Пришлось таки лезть с анализом в эту статью. Ответ получился объёмным, поэтому выложу-ка я его здесь, всё-ж таки труд.
Итак, сама статья "Мы снова любим пленочные фотоаппараты. И можем неплохо на них заработать"
здесь.
Мой комментарий к ней:
Статью писал профан. Содержание не стоит затраченного времени.
фотоклуб ХХ ответил:
YY, готовы послушать ваши более содержательные аргументы по поводу означеной темы, для примера приведите более удачные варианты ваших статей.
Мой разбор статьи - под катом.
Что-ж, давайте по конструктиву, коль скоро вам это не очевидно.
1. Цитата из статьи:
>>сегодня цена за приличную камеру на интернет-аукционе подходит к тысяче долларов и стабильно растет на 10% в год
Реальность:
Цена на камеры Leica стартует от 200 долларов:
https://www.ebay.com/sch/Film-Cameras/15230/i.html?_dcat=15230&Brand=Leica&_sop=15&_pgn=10&_skc=450&rt=ncПоиск по Олимпусам ограничил нижней планкой в 100 долларов, потому что очень много предложений:
https://www.ebay.com/sch/Film-Cameras/15230/i.html?_sop=15&Brand=Olympus&_dcat=15230&rt=nc&_mPrRngCbx=1&_udlo=100&_udhiФЭД-ы там же стоят от 20 долларов. Зенит-122 в Павлодаре продаётся за 10000 тенге.
2. Цитата
>>Хорошо, если один кадр обойдется в 20-30 рублей, обычно зашкаливает за 100. Пленочная фотография - это дорого.
Реальность:
Статья от 29.01.2016 года (
https://pavel-kosenko.livejournal.com/712716.html):
>>Посчитал стоимость 1 кадра при съемке на негативную 35-мм пленку. Ролик в среднем стоит 450 руб, сканирование и проявка - 600 руб. Итого 1050 руб / ролик, т.е. при 36 кадрах один щелчкозатвор (или спусконажатие, упаси господи, слова то какие) обходится примерно в 30 руб (чуть меньше 0,5$).
Далее в этой же статье приводится упоминание о том, что полезных кадров с 36-кадровой плёнки выходит 3-5 штук - в этом случае себестоимость, естественно, возрастает, порой, до 300 рублей.
При этом, посчитайте, сколько будет стоить удовольствие снимать на цифру. Возьмём Canon 5d Mark III. Самое дешёвое предложение на евау - 654068 тенге за тушку, плюс ещё возьмём объектив 24-120 за $1000 примерно - это 345000, плюс карта памяти около 15000 тенге. Получаем без малого миллион тенге - это только начальные вложения. При гарантированном ресурсе завтора примерно в 150,000 кадров себестоимость одного кадра выходит в 6,6 тенге. При этом следует помнить, что для занятий цифровой фотографией, как минимум, необходим компьютер - он тоже стоит денег, можно накинуть ещё тысячу долларов, в среднем. И все эти вложения необходимы вот прям здесь и сейчас. При этом, опять же, «полезным» окажется далеко не каждый первый снятый кадр, а хорошо, если один-два из сотни (экономить материал-то не надо, знай поливай себе 7 кадров в секунду). Вот и возрастает себестоимость кадра уже не в 6-10 раз, а в 50-100. А для плёночной фотографии можно купить «Зенит» за 10000 тенге, плёнку за 1000 тенге с бесплатной проявкой и идти снимать с качеством «легендарной советской оптики». Так что эти рассуждения о дороговизне плёночного фото - они несколько от лукавого, цифра тоже далеко не бесплатная.
3. Цитата
>>В лучшем случае пленку получится проявить дома, через час. В худшем придется ждать снимки из лаборатории несколько недель.
Реальность:
В какой это лабе кого-то заставляют ждать по нескольку недель? Даже до появления сегодняшних киосков, которые делают всё за полчаса, проявка занимала максимум сутки.
4. Цитата
>>Результат становится сюрпризом.
Реальность:
Это, опять же, правда лишь отчасти. Кому, как не вам, уважаемый Фотоклуб, знать, что если ты работаешь с известным материалом (плёнкой), и в условиях, позволяющих нормально выставить вручную параметры экспозиции (либо с техникой, позволяющей это сделать автоматически), то и результат будет стабильным - что снимаешь, то и получишь. Да, есть, конечно, элемент ожидания, но не прям чтоб сюрприз-сюрприз.
5. Цитата
>>Мы живем, не чувствуя творчества: только гигабайты, терабайты одинаковых снимков на жестких дисках. Пленка вернулась, чтобы дать людям забытое чувство обладания.
Реальность:
А вот тут уже становится ясна «подноготная». Я специально выделил слово «чувство». Здесь и далее в статье регулярно происходит не анализ ситуации, а воздействие на эмоции. Человеку предлагается ощутить себя «принадлежащим к тёплому и родному материальному миру», а не к бездушному цифровому пространству.
6. Цитата
>> учшие камеры созданы до наступления цифровой эры. Их создавали с расчетом, что они будут служить людям очень долго. Средняя пленочная камера переживает своего владельца. К примеру, ресурс затвора Nikon FM - 100 000 кадров.
Реальность:
А что не так с цифрой в этом плане? Ресурс затвора любительских цифрозеркалок уровня «тысячных» серий Canon или Nikon - миниму 75.000 срабатываний. Полупро-камеры имеют 150.000, а «Единички» - так и вовсе 300.000. Хотите сказать, что на плёнку столько не снимали? Ну да, не снимали. Те, кто этим не зарабатывал деньги. А профессиональные репортёры или студийщики отщёлкивали ролики не по одному, с десятками вариаций одного кадра. И точно так же их потом отбирали.
7. Цитата
>> Элитарность
Кстати, о Leica - немецкая компания производит пленочные фотоаппараты до сих пор. Каждую камеру собирают вручную на заводе в Германии, цены начинаются от пяти-шести тысяч евро. Современная камера Leica стоит как неплохие швейцарские часы, работает как швейцарские часы и производит на окружающих сопоставимый эффект. Это не фотоаппарат, а пропуск в мир ценителей, профессионалов. <…>Пленочный фотоаппарат - это один из самых недорогих и простых способов произвести на окружающих впечатление утонченного эстета.
Реальность:
О чём и было сказано выше: почувствуй себя представителем элиты.
8. Цитата
>> Вероятно, пленочные камеры продолжат дорожать. Их давно не производят массово, и число работающих фотоаппаратов постепенно снижается. Если инвестировать в камеры сейчас, то в будущем можно вернуть деньги с хорошим доходом. Кроме того, фотографам потребуется инфраструктура: от лабораторий до обучающих школ и фототуров.
Реальность:
А вот и «рецепт заработка»: инвестируйте в фотокамеры, лаборатории и обучающие школы.
9. Цитата
>> В любом случае старый дедушкин фотоаппарат или новая Leica станут и аксессуаром, и лекарством от творческой фригидности.
Реальность:
И ещё раз пнули по эмоциям - не будьте фригидными, будьте яркими и креативными.
Надеюсь, подобный разбор был достаточно конструкивным? Вы таки заставили меня затратить на эту статью время, причём намного большее, чем она того заслуживала. В целом, статью можно назвать «Масло масляное», это такие разговорчики ни о чём, для раздела «стиль» сайта РБК. Ни толковой аналитики, ни толковых рекомендаций, ни даже толковой информации (кроме того, что ретро-камера будет отличным аксессуаром) в ней нет. Зачем вы разместили на страницах фотоклуба именно её - для меня загадка. Надеюсь, ничем никого не оскорбил.
Каков мой взгляд на эту ситуацию? В целом, совпадающий с «генеральной линией» статьи - в данное время в мире отмечается рост интереса к плёночной фотографии, и этот рост, действительно, устойчивый. Но если соотнести количество «плёнкопользователей» с нынешним количеством обладателей цифровых камер (которые, сейчас, кажись, и в унитазы встраивают уже), то становится ясно, что это, действительно, лишь капля даже не в море, а в океане, и что делать исключительно на этом хорошую прибыль - это вопрос наличия достаточного количества «плёночных тусовщиков» вокруг того места, где вы собираетесь такой бизнес делать. Конкретно, у нас, в городе Аксу, в единственной фотолаборатории, на вопрос «Что да как нынче с плёнкой?» отвечают что-то вроде того, что за год, наверное, пару штук проявили. Сделаешь на этом бизнес? Подумайте сами.