Утром мы позавтракали и в 9 часов уже были в седле. Через 40 минут подъезжаем к набережной реки Маас в Роттердаме.
Виды уже знакомые - мост Эразма(1996г.), высота - 140 метров.
Пока мы фотографировались на набережной, мост перекрыли и подняли один пролет для прохода небольших судов. А мы сначала не поняли, зачем небольшая парусная яхта наворачивает круги перед мостом, а это она ждала времени подъема моста.
Удивила вот эта жаркая семейка. На улице дубак, ветер, дикая влажность и вообще противная погодка, а им хоть бы хны. Типичные голландцы - "пока снег не выпадет, шапку не одену", "закаляться надо смолоду", "гулять надо при любой погоде, а то можно случайно пропустить лето".
Утро субботы, народу почти нет.
Погодка шепчет.
Вид на остров Нордерейланд с красным мостом Виллема.
После моста доезжаем до Vasteland и на Eendrachtsweg поворачиваем направо. Здесь на углу виден отель, в котором мы останавливались зимой и Кунстхал, но мы продолжаем движение в сторону центрального жд-вокзала.
Небольшая остановка на площади Eendrachtsplein, чтобы еще раз сфоткаться с Santa Claus - Paul McCarthy, но уже днем.
Движемся дальше по Mauritsweg и, буквально через квартал вижу прикольное здание, думала какой-то модный отель или офис, но нет.
Что же это за здание? Подсказка на фото. Отгадываем в каментах.
Доезжаем до центрального железнодорожного вокзала, и тут дождь таки нас догоняет.
Едем и по дороге ищем какое-то кафе, где можно было бы переждать дождь с чашкой чего-нибудь горячего. Но, как назло, или еще рано и кафе закрыты, или сегодня воскресенье - вообще выходной. Останавливаться холодно и мы продолжаем ехать. Доезжаем до канала вдоль Taludweg/
А тут внезапно соревнования по гребле. Молодые ребята и девушки громко выкрикивая команды азартно гребут, а рядом по дорожке на велосипедах едут их болельщики, тоже громко поддерживая своих и совсем не замечая моросящего дождя.
А мы продолжаем путь по Delftweg.
На подъезде в Делфт дождь прекратился и мы было обрадовались, но это была всего лишь небольшая передышка. Сначала поехали посмотреть на Аудекерк(Старая церковь)1246г., и на лавочке возле нее перекусили.
Ровно в 12 мы были на центральной площади. Делфтская ратуша.
Ньюевекерк(Новая церковь)1351-1655гг.-строительство. Как видите разница в возрасте у церквей несущественная, как для таких немолодых дам.
Не редкость для старых городов с их узкими улочками отсутствие зелении, и тягостное ощущение каменных джунглей. Ведь для высадки деревьев в открытый грунт просто нет места. В связи с этим вдвойне приятно встретить живую зелень, и местные используют все возможности - здесь и огромные ведра с гортензией, и деревянные кадки с небольшими деревьями и глиняные горшки, в ход идет любая подходящая емкость.
В Делфте даже граффити в стиле делфтсого фарфора.
А вот это сувенирные елочные игрушки прошлого сезона, поэтому такие бешенные скидки. Как вам фарфоровый шарик на елку за 79 евро? Или вазочка 359 евро?
Мода на китайский фарфор стимулировала рост гончарных мастерских на месте, в Европе, потому что доставка его морем была долгой, опасной и дорогой. Кстати, со временем бело-синяя цветовая гамма делфтских мастеров была позаимствована и росийским фаянсовым заводом, от которого позже произошла Гжель.
Мы сегодня тоже в сине-голубой гамме.
Снова начинает накрапывать дождик, а это значит самое время для посещения музея. Снова возвращаемся к Аудекерк и перейдя по мостику канал входим под арку старинного здания, бывшего когда-то самым богатым монастырем Делфта - Св.Агаты.
Во дворе небольшой ухоженный сад, а за ним парковка для велосипедов. Фоток нет из-за дождика.
В 1572 году монастырь был разделен на две части, одна из которых стала резиденцией Вильгельма I Оранского, наследники которого правяят Нидерландами до сих пор.
Вильгельма по праву считают Отцом Отечества, он был прекрасным дипломатом и военачальником, а главной целью его жизни было объединить голландские земли в независимую, в частности от Испании, республику.
В этом замке Вильгельм прожил порядка 12 лет и тут же его настигла трагическая смерть. Вильгельм удачно пережил уже 2 покушения на свою жизнь. Третье произошло здесь от руки фанатичного католика подстрекаемого иезуитами. Он попросил аудиенции и спрятавшись в темном углу трижды выстрелил в принца. Две пули прошли на вылет и оставили следы на стене у лестницы (сейчас они обрамлены рамкой), а Вильгельм вскоре скончался.
Точно не припомню, но вроде бы там еще описывалось, что это было первое в европейской истории заказное огнестрельное убийство.
Похоронили Вильгелма в Новой церкви.
Здесь в зале, где представлены потомки Вильгельма (а у него было 4 жены и 15 детей!), лежит копия его надгробия из мавзолейного комплекса с милым песиком у ног.
На дальней стене представлено панно из фотопортретов ныне живущих потомков принца Оранского.
Понравилась мне также выставка, посвященная расцвету голландского модерна в Делфте(1880-1940). Здесь одновременно развивались аж три международного класса школы современного искуства и промышленного дизайна (Art Deco, De Stijl и New Objectivity).
Выставка поделена на 3 части, сумма которых и привела делфтскую школу к такому успеху, который даже называют "Делфтским Чудом". Это прикладное искусство, промышленность и образование.
Рост голландской экономики в 19 веке породил спрос на массовое строительство промышленных объектов - заводы, офисы, вокзалы. Их должен был кто-то конструировать, строить и оформлять(украшать). Кадры для этой работы выращивала бывшая Королевская академия в Делфте, в будующем переименованная в Политехническую школу. Они же занимались оформлением рекламных плакатов, упаковки для заводской продукции.
Интересно также, что Дворец Мира(1913г.) в Гааге является по сути живым воплощением работ делфтских мастеров - три самых крупных мастерских - Porceleyne Fles(керамика), Studio ‘t Prinsenhof(витражи) - Braat Company(кованные и жестяные изделия) приняли участие в его строительстве.
Это работы Harm Kamerlingh Onnes. Он, естественно, выпускник той же школы, занимался витражами и дизайном керамической плитки.
Вопрос публике, отвечаем в комментах: что изображено на керамических плитках 59, 60 и 61?
В деревянных ящиках(1905г.), которыми обставлены стены, в то время транспортировали стеклянные бутылки салатного масла из NOF(Нидерландский масло-завод). Литографиское изображение слона и логотипа завода с 4 сторон были разработаны Theo van Hoytema. Основатель завода ван Маркен и художник, конечно же, выпускники той самой Политехнической школы.
Вот этот слон в рамке из листьев латука и арахиса ("Met afbeeldingen van Delftsche Sla-olie en een olifant" - если я правильно поняла, причем тут слон, здесь обыгрывается близкое звучание слов масло и слон на голландском). Сейчас такие ящики продаются на арт-сайтах по 25-50 евро за штуку.
Это керамическое панно украшавшее вход на завод того же NOF, но теперь после слияния с французским Calve, торговая марка стала называться Calve(да, тот самый майонез).
Еще один зал был посвящен науке, и в частности деятельности Антони ван Левенгука. Он почти всю жизнь прожил в Делфте и тут же сделал свои открытия. В этом зале было много интерактивных стендов для детей и взрослых.
Понравилась мне вот эта подборка тарелок на Левенгуковскую тему. На каждой из тарелок изображено что-то из открытых или описанных ученым организмов или клеток.
Дальше была огромная выставка делфтской керамики, история появления, виды, течения, способы окрашивания
Все очень красиво, интерактивно, с фильмами и 3D-эффектами, но мы уже порядком подустали. Так что я покажу всего несколько изделий, которые мне приглянулись. Вот эта вазочка с вертолетиками и очень современные по-моему чаша с кувшином.
Закончили с музеем и поехали в Nootdorp, в наш отель у мельницы. Ехать всего 5 км, но снова зарядил дождь, мы промокли и прозябли до костей.
Остановились для ориентирования на мостике, вон там вдали справа через километр наша мельница. Руки закаченели, я уже одела на себя все что было.
Приехали, запарковали велы в гараже и пьем горячий чай с видом на мельницу.
Смотрите тут у мельницы верхняя часть полностью покрыта камышом. Хозяйка отеля расказала нам, что эта мельница была восстановлена волонтерами поселка. И это сейчас очень модная тема. По всей стране если находят какие-то хоть сколько-нибудь старые и ценные объекты местные власти при поддержке активистов приводят их в порядок и делают из них привлекательные для туристов места и заодно воспитывают молодежь в патриотическом ключе.
Сейчас она рабочая, при ней есть магазин, где можно купить муку, смолотую здесь же и изделия из нее. Соседнее здание небольшой ресторан.
А вот этот большой штурвал на круглом балконе мельницы - это руль для поворота лопастей в сторону ветра.
Рядом также расположено здание конькобежного клуба Ноотропа, который был основан в 1895 году! Это местная поселковая спорт-организация, которая проводит различные соревнования, мероприятия, ярмарки, организовывает уроки катания на коньках и санках-скелетонах, зимой если есть заморозки чистит и контролирует ледовое поле на канале. Годовой членский взнос - 3,5 евро с человека. Оформляется на сайте и ежегодно через банк снимается плата. Это просто гениально, Карл!
Вид из нашего номера на соседние домики. У ребят слева через дорогу во дворе большой басейн. Хочеться знать, когда они умудряются им пользоваться.
Очень уютный дом с кучей приятных мелочей. Например, везде стоят вазы с живыми цветами(причем сначала я была уверена, что они искусственные).
Букеты собранны из очень разных цветов, веточек, палочек. Часто это просто в саду наломанные кусты с парой цветков. У нас так вообще не принято формировать букеты.
Или вот у нас в номере в углу оборудован умывальник, а на полочке над ним стоит вот такое чудо:).
Этому букетику цена - ноль копеек, но он прелесен.
Интересная композиция на журнальном столике у окна, вот такие мелочи формируют атмосферу дома и уюта.
Наш маршрут за сегодня.