Ват По

Mar 14, 2015 14:36



Мне приятно, что я поучилась немного в Ват По, хотя, как я и предполагала, их стиль обучения мне скорее напоминает тренинг, или муштру. Есть стандарт, принятый в этой школе при монастыре, - для каждого выбранном ими для преподавания вида массажа. И студент должен его идеально усвоить, научиться выполнять точно до нюанса.
Стандарт этот включает и последовательность движений, и выверенную постановку рук. Он никак не связан с индивидуальностью человека, пришедшего на массаж. Усреднен и выверен даже по времени сессии. Пожалуй, сбалансирован. Можно и так на это посмотреть. Постановка рук - важна, она дает нужное качество воздействия в каждом массажном движении, и выучив каждый жест, массажист может, даже не понимая всех действий, не «читая» телесных реакций клиента, все же качественно делать свою работу.
Например, курс массажа ног и рефлексологии стопы длится 5 дней, и за это время стандартный сеанс массажа, который разработан в школе, выполняется много-много раз, под бдительным присмотром преподавателей.
Они внимательны, четко следят за детальной точностью выполнения своего «идеального массажа». Я не раз удивлялась их включенности , вот вроде бы беседует человек с кем-то, и тут я пропускаю небольшое движение, или не той стороной поворачиваю кисть руки. Раз - и меня уже поправили. Преподаватель все видел. Профессиональное внимание. И тренировка. Так можно обезьяну научить делать массаж ног, мне кажется. Упорным и последовательным тренингом. К экзамену преподаватели школы тоже относятся ответственно, не формально. Ват По - это уровень. В Тайланде считают так. Репутацию нужно беречь. И ее берегут. Не одну сотню лет.
Но к чувствительности, к глубокому взаимодействию между людьми, к живому целительству такая муштра все же имеет мало отношения, на мой взгляд. Впрочем, большинство тайцев приходят в Ват По не за духовным ростом или творчеством, а именно за ремеслом. С этим дипломом они получат работу. Точно. И именно это им важно. Это видно в каждой ситуации, как бы висит в воздухе учебного класса. И мне становилось грустно, если сказать правду... Как будто вместо живого человека я обнимаю куклу. Хорошо сделанную, но... Впрочем, то, что школа находится при монастыре, меня лично отчего-то все равно трогало... Да, и конечно же занятия начинались и заканчивались молитвой, как принято в традиции тайского массажа.
Но в то же время... Комната для занятий переохлаждена, кондиционеры дуют вовсю. Я удивляла таек тем, что одевалась в носки, теплые штаны и куртку, заходя туда. Сами они дружно чихали, жаловались на простуды, полученные здесь, но продолжали добавлять мощность холодильника во время и после массажной работы. На разогретое и незащищенное тело... Вообще-то можно серьезно заболеть, если так делать. Пишет называет таких людей «тука» - тот, кто причиняет вред своему телу по собственной глупости. Тука и есть. Очень подходящее определение. И это происходит в школе традиционной медицины...
А чего стоят несколько сеансов глубокого массажа ног в день! Мы с Володей быстро отказались от других партнеров и стали работать только друг с другом. И сделали мы это не только потому, что нам вдвоем веселей. Мы попросту берегли друг другу ноги. А разболелись они у нас обоих - именно после того, как в паре у каждого оказался преподаватель школы. Вот кто работает неоправданно жестко... Зачем - не знаю. Скорее всего, тут не «зачем», а «почему». Потому что нет задачи прочувствовать и сделать что-то полезное для тела каждого конкретного человека, оказавшемуся под руками, вот и не видят состояние тела, не приходит в голову учесть, что для этих конкретных ног - это уже десятый массаж на три дня, и все промято дальше некуда. Перегруз. А то, что раз в две недели было бы прекрасно, в таких дозах - небезопасно. Для преподавателя наши тела - «модель». И все. Мы с Володей это быстро поняли, и больше не давались. Здоровье одно. Я понимаю - учебный процесс. Искусство требует. Но - опять же - что именно принимают как образ действия ученики этого класса? Отношение к «кастомеру» как к кукле? Или все же искусство массажа? Интерес к человеку?
Да, постановка рук, строгое отношение к качеству исполнения их массажных «хитов», это - своего рода сохранение традиции. «Планка». Массаж Ват По, сделанный строго по правилам, по нужным линиям с отработанными движениями, многим нравится, и часто неплохо работает. На первых сеансах нашего массажа ног в школе я очень расслабилась, все тело откликнулось, я бы сказала - сильные ощущения. Это потом пошел перебор. С пятого или шестого сеанса подряд. И мы уже стали избегать крепких тайских ладошек.
Хорошо, что здесь такое количество людей учится вот именно так точно делать массажи. Это - шанс начать двигаться в телесность, в контакт со своей природой. Но... Что-то потерялось, когда ремесло отделили от знаний о теле человека, от духовного содержания, от отношений между людьми и личного развития... Сейчас это - бизнес. Работающий. Городская цивилизация дает запрос на таких ремесленников. И Ват По выдал продукт, вторичный относительно искусства тех мастеров, кто создавал тайский массаж. Фастфуд - массаж. А мир и людей надо все же еще и чувствовать. И себя. Тоже.
И в то же время я испытываю благодарность. К миру и жизни - за возможность путешествовать и собирать опыт. К Володе - за то, что мы в этом опыте и путешествии вместе. У нас иногда случается остановиться и оглядеться - где мы. Вот только вчера мы были в нескольких сотнях метров от королевского дворца в городе с самым длинным в мире официальным названием, в окружении группы смуглых женщин и мужчин, с которыми мы дружно учим последовательность и свойства движений в классическом сеансе тайского массажа ног... Да.... А еще у меня много благодарности к тем древним и современным тайским мастерам, которые создали традицию тайского массажа, и тем людям которые делятся тем, что они знают о ней - как могут. Как это получается именно у них и именно сейчас с нами, в то время, которое мы оказались готовы этому посвятить. А ведь даже вот эти вот постановка рук, и последовательность движений - возникли потому что кто-то долго и много экспериментировал, искал, узнавал мир и себя. Менялся. Становился чувствительней, находил те самые движения, понимание тела, собирал опыт... Тайцы правы, что перед практикой дружно читают молитву, в тексте которой вспоминают и выражают уважение учителям и создателям традиции... Есть в это смысл и правда какая -то.
А я теперь думаю, как максимально передать людям из моего окружения то хорошее, что я вижу в этом новом опыте из тайской древней школы, разумеется, не допуская механистичности.
Можно поработать над их «образцом», узнать побольше о рефлексах стопы, посмотреть с чем и как сочетаются техники Ват По, посмотреть что дает этот массаж - на практике с разными людьми, раскрыть его. Оживить. Традиция тайского массажа - живая традиция. Она жива в Пишете и его учениках. Я уверена, в Ват По - или хотя бы в Бангкоке - тоже есть мастера, практикующие массаж как искусство и духовный путь. Я таких людей ищу. Мне они важны. Я делаю то же, что и они. Просто я пока моложе. И все время учусь. Не только массажам, разумеется. Психологии. Традиционным целительским практикам. И совсем другим вещам, связанным с документалистикой, например. Многому. Разному. Это способ жить такой у меня - учиться. Учусь и учу - чему пока или уже могу. И всегда это про людей. Мы - в одной лодке с этими мастерами массажа. И вообще все мы. Люди.

я, тайланд, учиться, практика целительского массажа, путешествия, традиции, массаж

Previous post Next post
Up