Сельский праздник -2

Dec 18, 2014 17:13



По моему это очень здорово - целая деревня приходит в гости к соседней деревне. На что в нашей культуре это похоже? Даже не знаю... Это вам не встреча двух молодежных группировок. И не первомайская демонстрация. И не корпоратив. Мы идем в гости к Вам. Как друзья. Праздновать. В каждом действии - хороший тон и уважение к соседям. Есть мы. Есть соседи. Есть общий праздник, совместность. Резонанс.
Люди парадно одеты. Уже видно - по аналогичным костюмам ( но в других тонах), что это вот - незамужние девушки, а это - музыканты, а вот те в белом - священнослужители...
Снова - общая молитва, затем на носилки ставится фигура божества, приношения, носилки берут несколько мужчин, и - процессия начинает движение из нашей деревни в соседнюю. Музыканты при этом продолжают играть, прямо на ходу. Большие ударные инструменты - такие медные круглые тарелки, и еще много всякого - несут на палках вроде коромысла. Играет и наш оркестр, и музыканты из соседней деревни. Звон и грохот. Мы пытаемся снимать, бегаем вокруг. Никто не раздражается, не смотрит на нас сурово. Люди улыбаются и приветственно машут руками.
Пришли в храм соседей. Общая молитва. Я уже знаю, что делать, когда разносят воду, и как поднимать цветы к небу. Пожилые женщины с удивлением смотрят, как я это делаю, потом начинают улыбаться и одобрительно кивать. Видимо, для них это что-то вроде обезьяны в очках или танцующего слона. Надо же, белые туристы, а ведут себя совсем как люди. Мне забавна их реакция, так же как им - моя. Чувствуется доброжелательность, равенство какое то здоровое. Мне приятно поприветствовать мир, солнце и Бога над нами - вместе с этими людьми. Бифатима-апа часто говорила, что хорошо уметь молиться на всех языках. Я тоже так чувствую. Почему бы не сходить в гости к соседнему храму? И не помолиться там? Здесь это - в культуре острова, и мне правда жаль что этого нет в мировой культуре... Первый колокольчик - благодарность миру и Богу... Да, мне действительно есть, за что благодарить... Хорошо снова и снова это видеть и чувствовать. Спокойно. Восстанавливается, усиливается контакт с миром, и жить становится еще вкуснее.
После общей молитвы девушки, одетые в розовое и темно-бордовое разносят кофе и сладости всем пришедшим. Здесь не принято отказываться от угощения. Можешь не допивать. Просто присоединись.
А затем - танцы... Традиционные, в масках. Вначале выходят два важных персонажа. Один символизирует «агрессивную», активную сторону человека. Руки и ноги его как бы трясутся от напряжения, танцуют. Действительно танцуют, это - красиво. Потом мы узнали, что в этой маске выходил наш друг Ваян. Когда я попросила его объяснить этот характер, он ответил: «Немного как король. Быстрый». У этого персонажа молодое лицо и черные волосы.
Следом выходит как бы старик. Он движется медленно. Плавно. Совсем иначе. Но это - не старость. Это - мудрость. «Позитив», - пытается передать смыслы сакральных танцев Бали на туристическом английском Ваян. Нет агрессии. Есть понимание сути вещей. Но и движение - уже не такое активное. Энергия поменялась.
Очень интересно. Когда то мы с подругой купили две эти маски в подарок с Бали Петру Фоменко. Я привезла их в Москву, тогда еще не зная смысла этих персонажей. Петр Наумович посмотрел на них и сказал: «Маска старика более чувственная. Но на репетицию я сегодня пойду в маске молодого». Как точно он их прочитал...
После этих двух героев - спектакль. Два персонажа выходят и долго разговаривают, спорят друг с другом, потом к ним присоединяется третий... Оказалось - это два брата, оба они - слуги священника, и они спорят о том, как надо приготовиться к сегодняшнему празднику. Во время этого спора они обсуждают и смысл праздника, и его правила, и какие-то возможные ситуации. Третий персонаж символизирует народ. Он все ставит на места, и в конце концов они все договариваются о том, как надо жить между собой, как все делать вместе и уметь помогать друг другу. Хеппи энд.
Замечательно. Не проповедь, нет никого «сверху», но людям как бы «напоминают» основные законы жизни, и смыслы сегодняшнего праздника. А «народ» в этой истории - не кто-то, кто должен стоять на коленях или молча слушать, а здоровая сила, способная примирить спорщиков и снять конфликты...
Это и называется «культурный код» нации. То, как и кем люди себя будут чувствовать после сегодняшнего дня. По-моему, мудро...
Да... Философия народных праздников...

психология, бали, документальные проекты, путешествия, живые традиции

Previous post Next post
Up